Постановление Администрации города Костромы от 21.09.2015 N 2664 "О прогнозе социально-экономического развития города Костромы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2015 г. № 2664

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
КОСТРОМЫ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Рассмотрев прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы, постановляю:
Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Глава Администрации
города Костромы
В.В.ЕМЕЦ





Одобрен
постановлением
Администрации
города Костромы
от 21 сентября 2015 года № 2664

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 и 2018 ГОДОВ

1. Общие положения

Прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Прогноз) разработан с целью определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных отраслей экономики и социальной сферы города Костромы, экономической базы бюджета города Костромы.
Прогноз составлен в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года № 1417, на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, предложенных Министерством экономического развития, анализа тенденций развития экономики города Костромы, сложившихся в 2014-начале 2015 года, обобщения прогнозных материалов организаций, осуществляющих деятельность на территории города Костромы, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы. Анализ социально-экономической ситуации в городе Костроме и разработка прогноза базировались на данных государственной статистики.

2. Характеристика основных параметров Прогноза

Показатели
Единицы измерения
2014 год, отчет
2015 год, оценка
Прогноз
2016 год
2017 год
2018 год
1. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (разделы C, D, E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
51744,2
53869,0
58208,7
63115,4
67458,7
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
96,9
99,2
101,5
101,7
в том числе по видам экономической деятельности:
Добыча полезных ископаемых (раздел C)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
167,9
178,0
207,8
236,9
255,1
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
101,2
101,4
100,0
100,0
Обрабатывающие производства (раздел D)<*>
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
41999,6
42545,0
47182,1
51002,7
54202,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
96,2
102,4
101,5
101,6
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
4199,9
4756,0
4987,5
5275,4
5467,7
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
103,3
101,0
101,2
101,2
Текстильное и швейное производство
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1764,0
2007,5
2174,3
2401,6
2550,0
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
101,7
101,7
101,8
101,9
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
0,5
0,6
0,6
0,7
0,7
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
101,0
101,3
101,7
102,0
Обработка древесины и производство изделий из дерева
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
6299,9
7275,8
8200,9
9247,7
9864,8
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
104,8
103,4
102,7
101,4
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1176,0
1553,4
1729,7
1926,2
2037,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
101,3
101,5
101,7
101,9
Химическое производство
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
546,0
563,3
596,2
590,8
576,3
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
93,7
96,4
96,3
96,2
Производство пластмассовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1302,0
1493,7
1883,2
1982,4
2058,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
104,2
116,2
102,3
102,4
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2729,5
2632,9
2887,0
3057,4
3250,0
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
95,6
100,6
100,0
100,0
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2436,0
3062,6
3435,0
3545,7
3699,8
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
102,8
102,9
101,0
101,8
Производство машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3191,9
3175,3
3513,0
3729,6
3967,0
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
90,6
101,5
101,4
101,3
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2562,0
2877,8
3218,3
3463,9
3742,6
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
102,3
102,6
102,8
102,9
Производство транспортных средств и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3738,0
3198,6
3779,0
4126,7
4562,7
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
85,4
107,6
104,3
105,3
Прочие производства
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
12053,9
10858,1
11946,0
12881,4
13698,0
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
89,9
100,2
100,4
100,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
9576,7
10235,4
9650,1
10649,0
11731,6
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
-
99,7
85,4
101,8
102,1
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
7144,8
7188,1
8051,4
8800,8
9524,1
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
-
91,4
104,4
102,6
101,9
ввод в эксплуатацию жилья
тыс. метров квадратных
166,9
165,0
170,0
175,0
180,0
3. Потребительский рынок товаров и услуг
3.1. Оборот розничной торговли
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
44442,9
49196,7
53177,9
58451,5
63890,5
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
-
95,1
101,4
103,5
104,1
3.2. Оборот общественного питания
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2452,8
2889,3
3209,4
3585,6
3979,5
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
-
101,2
104,2
105,2
105,7
3.3. Объем платных услуг населению
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
9873,9
10114,9
11307,3
12376,2
13307,0
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
-
96,5
103,4
103,0
102,6
4. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения
тыс. человек
274,7
276,9
278,6
280,0
281,0
5. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность физических лиц, занятых в экономике города Костромы
тыс. человек
155,6
153,6
152,3
151,0
149,6
Численность физических лиц, работающих на предприятиях и в организациях
тыс. человек
95,5
93,9
93,4
93,1
92,9
Фонд заработной платы
млн. рублей
25709,0
26308,8
28164,6
30607,3
33356,3
Среднемесячная заработная плата на одного работника
рублей
22433,7
23348,2
25129,0
27396,4
29921,3

2.1. Промышленность

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями города Костромы по оценке в 2015 году составит 53869,0 млн. рублей, или 102,3 процента к уровню 2014 года в действующих ценах. Общий индекс промышленного производства (далее - ИПП) оценивается на уровне 96,9 процента. Доля объема отгруженных товаров малыми промышленными предприятиями города составит примерно 16,0 процентов.
Рост индекса промышленного производства на 1,2 процента в добыче полезных ископаемых в 2015 году обусловлен увеличением объемов производства щебня ОАО "Карьеравтодор", на долю которого приходится 70,0 процентов всех объемов выпускаемой продукции отрасли и только 0,3 процента в общем объеме промышленного производства. В 2016-2018 годах предприятие планирует сохранить объемы производства на уровне 2015 года.
В обрабатывающих производствах, на долю которых в общем объеме промышленной продукции приходится 82,0 процента, индекс промышленного производства по оценке в 2015 году составит 96,2 процента.
Снижение объемов производства по данному виду деятельности обусловлено прежде всего значительным снижением выпускаемой продукции в прочих производствах, и прежде всего в ювелирной отрасли, доля которой в общегородском показателе объема промышленной продукции составляет 21,0 процент. Основная причина - резкий рост цен на золото и драгоценные камни в конце 2014 года. В результате многие ювелирные предприятия были вынуждены перейти на неполную рабочую занятость.
В качестве снижения влияния роста цен на свою финансово-экономическую деятельность предприятия ювелирной отрасли планируют уменьшить выпуск дорогостоящих изделий с бриллиантами и переориентироваться на выпуск изделий из золота с синтетическими и полудрагоценными вставками, а также увеличить выпуск изделий из серебра. В 2016-2018 годах ювелирные предприятия планируют увеличивать объемы выпускаемой продукции на 0,2-0,7 процента в год.
В 2015 году предполагается снижение объемов производства и в отрасли машиностроения (производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов), доля которого в общем объеме производства - 6,2 процента. Ведущие предприятия машиностроения ОАО "Калориферный завод" и ООО "БРЕНДФОРД" сократили объемы выпускаемой продукции более чем на 20,0 процентов. В 2016-2018 годах предприятиями отрасли планируется увеличение выпуска продукции в среднем на 1,3-1,5 процентов в год.
В 2015 году снижение выпуска продукции (на 4,4 процента) предполагается в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, за счет снижения объемов производства ОАО "Агротекс-ЖБИ" - на 24,0 процента.
В 2015 году наблюдается снижение объемов в производстве транспортных средств и оборудования (на 14,6 процента), что обусловлено падением спроса на продукцию основного предприятия отрасли ЗАО "Костромской завод автокомпонентов". Сократили выпуск продукции и такие предприятия, как ОАО "Костромской судостроительно-судоремонтный завод" и ОАО "Костромской судомеханический завод". В прогнозном периоде судостроительные предприятия планируют выйти на прежний уровень производства.
В химической отрасли незначительное снижение объемов производства обусловлено снижением производства ООО "Синтез".
Во всех остальных отраслях промышленности в 2015 году предполагается незначительный рост объемов выпускаемой продукции.
В частности рост индекса промышленного производства предполагается по таким видам деятельности, как:
а) производство пищевых продуктов, включая напитки и табак (доля в общем объеме - 8,2 процента, ИПП - 103,3 процента), что связано с увеличением выпуска продукции на предприятиях ООО "Костромской комбикормовый завод" - 112,4 процента, ОАО "Русский хлеб" - 100,3 процента;
б) текстильное и швейное производство (доля в общем объеме - 3,4 процента, ИПП - 101,7 процента), что обусловлено ростом выпуска продукции на ведущем предприятии отрасли ООО "ППО "Орбита" - 101,2 процента;
в) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 101,0 процент;
г) обработка древесины и производство изделий из дерева (доля в общем объеме - 12,2 процента, ИПП - 104,8 процента), что объясняется увеличением объемов производства ОАО "НАО СВЕЗА Кострома";
г) целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (доля в общем объеме - 2,2 процента, ИПП - 101,3 процента);
д) производство резиновых изделий и пластмассовых изделий (доля в общем объеме - 2,5 процента, ИПП - 104,2 процента). Ведущими предприятиями отрасли являются ООО "Декор Пластик", ООО "Резилюкс-Волга";
е) металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (доля в объеме - 4,7 процента, ИПП - 102,8 процента);
ж) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (доля в общем объеме - 6,2 процента, ИПП - 102,3 процента), за счет роста выпуска продукции ЗАО "Электромеханический завод "Пегас" - 102,2 процента.
В целом в обрабатывающих производствах в прогнозном периоде индекс промышленного производства составит: в 2016 году - 102,4 процента, в 2017 году - 101,5 процента, в 2018 году - 101,6 процента.
По оценке в 2015 году в производстве и распределении электроэнергии индекс промышленного производства составит 99,7 процента, что обусловлено снижением объемов промышленного производства (до 80,4 процента) МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" в связи с установкой новых более низких нормативов потребления коммунальных услуг для населения, а также с продолжающейся установкой приборов учета всеми группами потребителей.
В 2016 году индекс промышленного производства в энергетической отрасли спрогнозирован на уровне 85,4 процента, что определяется значительным падением (на 80,0 процентов) объемов поставки газа ООО "НОВАТЭК-Кострома" потребителям региона. Одновременно в 2016 году предполагается уменьшение производства тепловой энергии (за счет снижения производства ОАО "ТГК-2").
В 2017-2018 годах прогноз в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды более оптимистичен: ИПП составит 101,8 и 102,1 процента соответственно.
Таким образом, тенденция развития промышленного производства на территории города Костромы на протяжении прогнозного периода весьма неоднозначна. В 2016 году из-за падения объемов предприятий энергетики индекс промышленного производства составит 99,2 процента к уровню 2015 года. В 2017-2018 годах на фоне стабилизации общеэкономической ситуации увеличение объемов промышленного производства на территории города прогнозируется на уровне 101,5 и 101,7 процента соответственно.

2.2. Инвестиции в основной капитал

В соответствии с прогнозом в 2016 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 8051,4 млн. рублей, или 104,4 процента к уровню 2015 года в сопоставимых ценах. Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций составит порядка 12,0 процентов, за исключением строительной отрасли, где на их долю приходится более 95,0 процентов инвестиций.
По прогнозу с 2016 года доля объемов привлеченных средств в структуре источников инвестиций в основной капитал, снизившаяся в 2015 году ввиду удорожания кредитных ресурсов, начнет постепенно увеличиваться.
В структуре привлеченных источников высокой останется доля бюджетных средств, что объясняется необходимостью вложений в социальную сферу: образование, здравоохранение, социальную поддержку и социальное обслуживание населения, однако следует отметить, что по итогам 2014 года в структуре бюджетных средств в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации на фоне снижения общего объема инвестиционных вложений последовало и сокращение объемов средств федерального бюджета (почти в 2 раза), данная тенденция прослеживается и в 2015 году.
Динамика роста доли средств организаций и населения на долевое строительство, составившая по итогам 2014 года 10 процентов в общем объеме привлеченных инвестиций (объемы выросли в 1,5 раза), в последующие годы будет снижаться.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности наибольший удельный вес будет приходиться на предприятия обрабатывающих производств. Это связано с реализацией в прогнозном периоде крупных инвестиционных проектов сразу несколькими предприятиями обрабатывающей отрасли города: реализация второй очереди проекта ЗАО "Межрегион Торг Инвест" по реконструкции завода по производству ЦСП и строительству новой линии ЦСП, реконструкция и модернизация предприятия ОАО "Русский хлеб", организации механообрабатывающего производства деталей для гражданской авиации ЗАО "Электромеханический завод "Пегас".
Кроме того, в стадии согласования находятся инвестиционные проекты НАО "СВЕЗА Кострома" по организации новой производственной линии и ЗАО "Костромской завод автокомпонентов" по созданию новых производственных мощностей для выпуска компонентов двигателей внутреннего сгорания.
В прогнозный период небольшой рост инвестиций ожидается среди предприятий, относящихся к видам деятельности "Строительство" и "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", что связано с замедлением темпов реализации инвестиционных проектов. В настоящее время на территории города осуществляется застройка жилых микрорайонов "Венеция", "Новый город", "Жужелино", "Агашкина гора", "Волжский берег", поселка "Первый" (ООО "Инвестиционно-строительное проектное объединение "Костромагорстрой", ОАО "Строймеханизация", ООО "Группа строительных компаний "ОФЦ", ОАО "Ивановская Домостроительная Компания", ООО "Первый"), на осень 2015 года намечено окончание строительства и ввод крупномасштабного жилого комплекса переменной этажности (до 17 этажей) строительной компанией ООО "Диострой Инвест" (город Москва).
Ввод в эксплуатацию жилых домов составит по оценке в 2015 году 165,0 тыс. кв. м, в дальнейшем прогнозируется постепенный рост ввода на 3 процента ежегодно. В 2018 году планируется ввести 180,0 тыс. кв. м жилой площади.
Кроме того, с целью ресурсного обеспечения перспективной застройки объектов жилищного и промышленного сектора запланирована реализация инфраструктурных проектов организациями коммунального комплекса.
Ресурсоснабжающие отрасли жилищно-коммунального хозяйства характеризуются достаточно стабильным объемом вложенных инвестиций, что обусловлено, прежде всего, разработкой инвестиционных программ развития. Еще в 2013 году МУП города Костромы "Костромагорводоканал" утверждена инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2013-2020 годы, программа предусматривает обеспечение инфраструктурой вновь строящихся объектов. ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2" разработала инвестиционную программу по развитию системы теплоснабжения, предусматривающую мероприятия по техническому перевооружению и модернизации существующих энергогенерирующих мощностей.
В секторе торговли спрогнозирован небольшой рост объемов инвестиций, в основном за счет строительства отдельных точечных торговых объектов.
По виду деятельности "Гостиницы и рестораны" ожидается снижение инвестиционной активности, о чем свидетельствует как замедление темпов реализации проектов, так и окончание их реализации. В 2015 году планируется завершить строительство гостиничного комплекса, расположенного на ул. Нижняя Дебря, д. 17.
Инвестиционные вливания в социальную сферу экономики по-прежнему на 85-90 процентов будут состоять из средств бюджетов всех уровней.
Рост инвестиций в сфере "Образование" обусловлен реализацией муниципальной программы "Развитие системы образования в городе Костроме". При поддержке субсидий из федерального бюджета, на модернизацию региональных сетей дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" будут построены и введены детские сады по ул. Профсоюзной, 12в и по проспекту Речному, 145. В настоящее время ведется строительство данных дошкольных организаций.
С 2016 года планируется реализация муниципальной программы "Развитие образования, культуры, спорта, физической культуры и совершенствование молодежной политики в городе Костроме на 2016-2020 годы", в рамках которой предполагается реконструкция здания муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы "Средняя общеобразовательная школа № 26" для размещения дошкольной образовательной организации, проведение капитального ремонта муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, строительство крытого физкультурно-оздоровительного сооружения по ул. Бульварной в микрорайоне Давыдовский-3.
Кроме того, в рассматриваемый период планируется строительство негосударственных дошкольных учреждений в микрорайонах города Костромы "Венеция", "Новый город", "Агашкина гора", введение в эксплуатацию площадки по программе "Газпром - детям", крытого манежа для занятий футболом, завершение реконструкции водно-гребной базы (Речной проспект, 65).
В сфере здравоохранения по-прежнему прогнозируется поступательный рост инвестиций, предусмотренный государственной программой "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года".
По виду деятельности "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" до 2016 года спрогнозирован рост инвестиционных вложений. Относящееся к данному виду деятельности ООО "ЭкоТехноМенеджмент" приступило к реализации инвестиционного проекта по созданию комплексных систем обращения с твердо-бытовыми отходами на общую сумму 440,5 млн. рублей. В сентябре 2015 года намечен технический пуск предприятия. С 2017 года будет наблюдаться некоторый спад объемов инвестирования по данному виду деятельности.
В 2017-2018 годах в условиях улучшения экономической ситуации рост инвестиционных вложений предприятий и организаций города Костромы прогнозируется на уровне 102,6 и 101,9 процента соответственно.

2.3. Потребительский рынок

Потребительский спрос населения является главным индикатором состояния как экономики города, так и в целом экономики государства. В свою очередь показатель оборота розничной торговли указывает на состояние платежеспособного спроса населения.
В результате экономического спада, инфляционных и девальвационных процессов в 2015 году наблюдается снижение уровня жизни населения, сокращается реальная заработная плата: по данным Костромастата, реальная заработная плата на предприятиях и организациях города Костромы в мае 2015 года по сравнению с маем 2014 года сократилась на 10 процентов.
В условиях снижения темпов роста заработной платы на фоне достаточно слабой экономической активности замедляется и рост потребительского спроса населения.
Сдерживающее влияние на потребительский спрос в текущем году оказывает и розничное кредитование: потребительским кредитованием охвачено более 80 процентов платежеспособного населения города.
Одновременно в структуре расходов населения серьезно изменилась статья "сбережение". Если в 2014 году костромичи откладывали 13 процентов доходов, то в настоящее время этот показатель вырос до 19,4 процента. Таким образом, жители перераспределили свои траты, увеличив долю накоплений на случай финансовых проблем.
В складывающейся ситуации население вынуждено отказываться от приобретения товаров длительного пользования в пользу продуктов питания, что влечет за собой увеличение спроса на продовольственные товары. В то же время потребление непродовольственных товаров смещается в сторону более дешевого ассортимента, но снижение объемов в натуральном выражении не произойдет, так как оно и ранее было невелико.
В 2015 году наблюдается падение продаж легковых автомобилей, фармацевтических, медицинских товаров. В начале 2015 года выросли продажи бытовой техники, но затем произошел резкий спад, особенно компьютерной техники.
Сокращение доходов населения в 2015 году и сжатие потребительского кредитования более чем на 8 процентов приведут к существенному сокращению оборота розничной торговли. В результате ожидаемое снижение оборота розничной торговли в 2015 году составит 4,9 процента, общий объем оборота розничной торговли по итогам 2015 года - 49196,7 млн. рублей.
В 2016-2018 годах постепенная стабилизация экономической ситуации, повышение деловой активности будут способствовать восстановлению платежеспособности населения, а восстановление потребительского кредитования стабилизирует норму сбережений.
По мере роста доходов населения и восстановления потребительского кредитования в 2016-2018 годах динамика потребления населения будет восстанавливаться. Восстановление потребительской уверенности населения будет сопровождаться постепенным снижением нормы сбережения с 11,1-11,3 процента в 2015-2016 годах до 10,5 процентов в 2018 году.
В 2016-2018 годах ожидается, что население города скорректирует потребительские расходы под изменившиеся доходы, в результате чего динамика оборота розничной торговли в плановом периоде останется на достаточно высоком уровне: 101,4 процента в 2016 году, 103,5 процента в 2017 году и 104,1 процента в 2018 году.
Кроме того, Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 утверждена стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, направленная на создание условий для формирования комфортной среды для граждан субъектов предпринимательской деятельности через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности.
Сокращение потребительских расходов в 2015 году коснется и общественного питания города Костромы. Если в 2014 году объем оборота общественного питания вырос на 5,7 процента к уровню 2013 года в сопоставимых ценах и составил 2452,8 млн. рублей, то в оценочном 2015 году оборот общественного питания по сравнению с 2014 годом вырастет лишь на 1,2 процента и составит 2889,3 млн. рублей.
Предполагается, что в плановом периоде с 2016 года по 2018 год население города будет посещать в основном недорогие предприятия общедоступной сети или будет предпочитать питаться дома. Уменьшится число посещений дорогостоящих ресторанов.
Однако в целом объемы общественного питания будут держать положительную динамику. Кроме того, для снижения цен на рынке общественного питания будет производиться технологическая корректировка:
- переход на отечественное сырье;
- уменьшение в закладках мясных и рыбных ингредиентов;
- снижение торговой наценки, составление антикризисного меню.
По прогнозу в 2016 году индекс физического объема достигнет 104,2 процента к уровню 2015 года, в 2017 году - 105,2 процента и в 2018 году - 105,7 процента.
Общая динамика развития рынка платных услуг населению города Костромы определена потребительским поведением населения на рынке жилищно-коммунальных, транспортных, связи и отдельных видов бытовых услуг, являющихся социально значимыми.
Доля их в структуре всех платных услуг составляет около 50 процентов, их потребление малоэластично к доходам населения и формируется под влиянием, главным образом, законодательных мер.
В 2014 году населению города Костромы крупными и средними организациями было оказано платных услуг на сумму 9873,9 млн. рублей, что составило 98,9 процента в сопоставимых ценах от уровня 2013 года.
В 2015 году в связи со снижением реально располагаемых доходов и деловой активности, а также более экономным поведением потребителей платных услуг произойдет сокращение физического объема пассажирских перевозок.
Кроме того, на статистический показатель индекса физического объема транспортных услуг по городу Костроме в 2015 году значительно повлияло исключение Костромастатом объемов услуг железной дороги. В 2015 году снизится спрос на услуги связи.
В 2016-2018 годах в связи с ростом реально располагаемых доходов и деловой активности населения в объеме платных услуг произойдет увеличение физического объема перевозок и спроса на услуги связи. Рост на услуги связи будет происходить в основном за счет увеличения мобильного интернета, расширение услуг мобильной и стационарной сети.
В сфере коммунальных услуг в 2015 году с одной стороны наблюдается рост объемов за счет ввода нового жилья, с другой стороны складывается тенденция снижения оказания услуг в результате введения новых нормативов потребления коммунальных услуг для населения. В 2016-2018 годах произойдет увеличение коммунальных услуг в среднем на 5,9 процента за счет увеличения количества потребителей в строящихся микрорайонах города.
Объемы бытовых услуг будут расти как в 2015 году, так и в плановом периоде 2016-2018 годов за счет роста услуг по ремонту автотранспорта и ритуальных услуг, доля которых в общем объеме бытовых услуг составляет 40 и 30 процентов соответственно.
Значительный рост объема жилищных услуг населению города Костромы в 2015 году обусловлен присоединением объемов управляющей кампании "Юбилейный", которая перешла в разряд крупных и средних организаций. В плановом периоде жилищные услуги вырастут незначительно.
В 2015 году уменьшился рынок платных услуг в сфере медицины, что вызвано сокращением платных услуг в государственных медицинских организациях. В 2016-2018 годах небольшой рост платных медицинских услуг будет обусловлен повышением спроса на услуги негосударственных медицинских учреждений.
Значительный рост объемов услуг физкультуры и спорта в 2015 году вызван увеличением объемов услуг в детских юношеских спортивных школах № 1 и № 6 и спорткомплексе "Динамо". В 2016-2018 годах рост данных услуг будет обеспечен вводом новых спортивных сооружений. Наиболее крупным проектом в данной сфере будет строительство спортивного комплекса по адресу: ул. Ткачей, 7 в рамках строящегося торгово-развлекательного центра "Галерея".
В целом в 2015 году объем платных услуг, оказываемых населению города Костромы, упадет по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3,5 процента и составит 10114,9 млн. рублей.
В плановом периоде (2016-2018 годы) объем платных услуг населению города с учетом снижения в 2014-2015 годах увеличится на 9,0 процентов и на конец 2018 года составит 13307,0 млн. рублей.

2.4. Демографическая ситуация

По оценке в 2015 году среднегодовая численность постоянного населения города Костромы составит 276,9 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2014 годом на 0,8 процента. Естественная убыль населения будет иметь слабую положительную динамику за счет увеличения смертности населения. Одновременно в силу экономической нестабильности и ухудшения демографической ситуации будет наблюдаться снижение миграционного притока, который в 2014 году достиг своего исторического максимума (3108 человек) за последние десять лет.
В прогнозируемом периоде (2016-2018 годы) приток граждан из сельской местности (внутрирегиональная миграция) по-прежнему останется основным фактором, определяющим положительную динамику численности постоянного населения города. Будет способствовать миграционному притоку населения и реализация государственной программы Костромской области "Оказание содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы". Однако в силу ухудшения возрастной структуры населения (снижения численности трудоспособного населения) миграционный приток из районов области продолжит снижаться, что замедлит темпы роста численности постоянного населения города. Одновременно в поиске более высокооплачиваемой работы может возрасти отток граждан (молодежи после окончания вузов) в другие регионы.
Следует отметить, что в последние годы привлекательным для проживания становится Костромской район, особенно территории, прилегающие к городу, что в перспективе может внести свой вклад в замедление темпов роста численности постоянного населения.
Ухудшение возрастной структуры населения (снижение женщин репродуктивного возраста, старение населения) окажет влияние и на показатели рождаемости и смертности. При благоприятных условиях (сохранении миграционного прироста, социальных выплат при рождении ребенка, повышении благосостояния населения) в прогнозном периоде рождаемость сохранится на уровне 2014-2015 годов или будет иметь слабую отрицательную динамику. Одновременно будет наблюдаться незначительный рост смертности населения города.

2.5. Трудовые ресурсы и оплата труда

По оценке текущей ситуации в 2015 году на фоне нестабильной экономической ситуации на территории города наблюдается незначительный рост безработицы, сокращение заявленных работодателями вакансий.
На сегодняшний день крупные и средние предприятия не имеют избыточной занятости, от которой они освободились в кризис 2009 года. Кроме того, в условиях снижения численности трудоспособного населения предприятия широко используют такие механизмы, как неполную занятость, гибкую структуру вознаграждения для сохранения численности работников в ожидании улучшения экономической ситуации. Среди малых и микропредприятий широко практикуется договорная система гражданского-правового характера. Поэтому по оценке в 2015 году численность занятых в экономике города сократится примерно на 1,3 процента к уровню 2014 года.
Ухудшение демографической ситуации (снижение численности трудоспособного населения) сохранит свое негативное воздействие на рынок труда и в период 2016-2018 годов. По данным крупных и средних предприятий количество работников, достигших пенсионного возраста, ежегодно составит 8,0-10,0 процентов от общей численности работающих. Молодое поколение, начинающее трудовую деятельность, в полной мере не сможет заменить выбывающих из трудоспособного возраста.
В то же время на многих крупных и средних предприятиях города планируется создание дополнительных рабочих мест (на уровне 1-3 процентов от общей численности работников). Дополнительные рабочие места будут создаваться и в результате инвестиционных проектов, реализуемых на территории города Костромы.
На фоне снижения численности занятых в экономике города сглаживающими факторами нехватки "рабочих рук" по-прежнему останутся сохранение миграционного притока трудоспособного населения, а также введение новой пенсионной реформы, стимулирующей к продолжению трудовой деятельности граждан пенсионного возраста.
Численность индивидуальных предпринимателей в 2015 году может сократиться из-за ухудшения ситуации в оптово-розничной торговле, что обусловлено снижением потребительского спроса населения. В последующем при восстановлении потребительского спроса показатель будет иметь слабую положительную динамику, обеспеченную, в том числе, и за счет увеличения числа индивидуальных предпринимателей в видах деятельности, связанных с теми или иными услугами: транспортными, автосервиса, ремонтно-строительными, IT-технологий, и т.д.
По оценке в 2015 году рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на предприятиях и организациях города не превысит 4,0 процентов. На уровне 106-107 процентов сохранятся темпы роста заработной платы в образовании и здравоохранении. В промышленности рост заработной платы составит 105 процентов. Однако реальная заработная плата (с учетом темпов инфляции) составит 92,6 процента к уровню 2014 года.
В 2016-2018 годах повышение заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы будет осуществляться в соответствии с целевыми ориентирами, заложенными в "Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р. Заработную плату прочих работников бюджетной сферы в указанный период предполагается ежегодно индексировать с 1 октября на уровень инфляции.
Во внебюджетном секторе в условиях сдержанной экономической динамики у предприятий в качестве решающего фактора повышения заработной платы по-прежнему остается дефицит квалифицированных кадров. В то же время предприятия будут сдержанно подходить к увеличению своих издержек на труд, стараясь сохранить конкурентное преимущество по оплате труда, сформировавшееся в результате девальвации национальной валюты.

3. Прогноз развития отраслей социальной
сферы в городе Костроме

3.1. Прогноз развития системы образования города Костромы

Количественные характеристики основных показателей развития
системы образования города Костромы до 2018 года

Показатели
Единицы измерения
2014, отчет
2015, оценка
2016, прогноз
2017, прогноз
2018, прогноз
Открытие дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях
мест
575
475
500
450
0
Превышение проектной мощности общеобразовательных учреждений от установленной
чел.
1005
2112
2912
3712
4414
Численность выпускников муниципальных образовательных учреждений, получивших среднее (полное) образование
чел.
1321
1218
1325
1270
1342

Несмотря на то, что в последние годы количество мест в учреждениях дошкольного образования на территории города Костромы ежегодно увеличивается (в 2014 году создано 575 дополнительных мест), в текущем году и последующем прогнозном периоде проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях сохранится.
В первом полугодии 2015 года за счет инвентаризации площадей в действующих садах открыто 50 мест, на 1 сентября 2015 года планируется открытие новой группы на 25 мест в Центре развития ребенка - Детском саду № 67 города Костромы.
Кроме того, в 2015 году предполагается завершение строительства дошкольных организаций на 120 мест по адресу: Речной проспект, 145 и на 280 мест по адресу: улица Профсоюзная, 12в.
За счет строительства в 2016-2017 годах государственных (негосударственных) дошкольных учреждений в микрорайонах города Костромы "Венеция", "Новый город", "Агашкина гора" будет открыто дополнительно 670 мест.
В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях города Костромы проходили обучение 26011 человек. Ежегодно идет увеличение общего количества учащихся, прежде всего, за счет миграции населения из Костромской области. Одновременно с 2007 года на территории города наблюдается стабильный рост рождаемости (на 2,7-4,0 процента в год), который уже с 2014 года начал оказывать существенное влияние на рост численности учащихся общеобразовательных учреждений города. Средняя наполняемость классов в 2014 году составила 25,3 человека, в 2015 году - 25,6 человека.
В прогнозном периоде положительная динамика количества учащихся в общеобразовательных учреждениях города сохранится: в 2016 году она составит 25,9 человека, в 2017 году - 26,2, в 2018 году - 26,5 человека.

3.2. Прогноз развития сфер культуры, искусства,
туризма, физической культуры, спорта и работы
с молодежью города Костромы

Количественные характеристики основных показателей развития
сферы культуры, искусства, туризма, физкультуры, спорта
и работы с молодежью города Костромы до 2018 года

Показатели
Единицы измерения
2014 год, отчет
2015 год, оценка
Прогноз
2016 год
2017 год
2018 год
Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения
шт.
1641
1570
1641
1650
1660
Количество посещений населением культурно-досуговых мероприятий, проводимых муниципальными организациями культуры
посещ.
658900
703700
752900
806300
864300
Количество детей, посещающих профильные учреждения дополнительного образования:
чел.
21527
21543
21630
21697
21744
Открытие новых туристических объектов
ед.
2
3
2
2
2
Количество туристов, ежегодно посещающих город Кострому в том числе:
чел.
566700
570000
575000
580000
585000
- в ходе многодневных туров
16000
17000
18000
20000
22000
- в ходе однодневных туров
170700
170000
173000
174000
175000
- в качестве экскурсантов
380000
383000
384000
386000
388000
Открытие дополнительных спортивных залов, площадок и т.д.
ед.
4
2
1
1
1
Удельный вес молодежи, участвующей в общественных и иных мероприятиях, проводимых в рамках молодежной политики
%
88,7
88,9
89,1
89,3
89,5
Количество детей и молодежи, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости
чел.
76150
76288
76318
76348
76378

Одной из важных задач в сфере культуры в прогнозном периоде остается сохранение и пополнение муниципального библиотечного фонда. Учитывая, что ежегодно из книжных фондов муниципальных библиотек из-за ветхости списывается 15-21 тыс. экземпляров документов, основная задача - увеличение услуг населению, предоставляемых в электронном виде, что позволит стабилизировать положение и увеличить библиотечный фонд в 2017-2018 годах. С этой целью, начиная с сентября 2014 года, и в течение 2015 года будет создан электронный каталог.
В период 2016-2018 годов предполагается увеличить проведение новых праздничных мероприятий, программ по культурному отдыху населения. Одновременно в целях повышения зрелищности и качества проводимых мероприятий будут задействованы новые виды и формы культурно-массовой работы.
Так, в связи с проведением новых событийных праздников, мероприятий, посвященных 870-летию образования города Костромы (2017 г.), в 2016-2017 годах предполагается ежегодное увеличение числа населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, на 3,0 процента.
Одновременно это будет способствовать и дополнительному привлечению в город туристов, среди которых растет популярность и событийных тематических мероприятий, таких как День рождения Костромской Снегурочки, Новогодние и рождественские мероприятия Костромской Снегурочки, Фестиваль фейерверков "Серебряная Ладья", туристский форум "Roadshow", проходящий в рамках ювелирного фестиваля "Золотое кольцо России". В связи с этим в 2016-2018 годах планируется увеличение показателя пребывания туристов в городе Костроме. Вследствие увеличения количества объектов туристического показа, а также увеличения мест по размещению, прогнозируется увеличение доли количества туристов, пребывающих в городе Костроме более одного дня.
В связи с востребованностью у детей и родителей услуг дополнительного образования (музыкальные, художественные школы, школы искусств) и учитывая одновременно 100-процентную наполняемость классов, в прогнозном периоде планируется незначительное ежегодное увеличение контингента обучающихся (2-3 человека).
В целях развития физической культуры и спорта в 2015 году планируется введение в эксплуатацию площадки по программе "Газпром - детям", в 2016 году - завершение строительства и ввод в эксплуатацию крытого физкультурно-оздоровительного комплекса для игровых видов спорта (улица Бульварная), в 2017 году - ввод в эксплуатацию крытого манежа для занятий футболом, в 2018 году - завершение реконструкции водно-гребной базы (Речной Проспект, 65).
Положительная динамика связана с разработкой и включением проектов по строительству и реконструкции спортивных объектов в федеральные целевые программы по развитию спорта на территории Российской Федерации.
Увеличение доли молодежи, участвующей в общественных и иных мероприятиях, проводимых в рамках молодежной политики, в прогнозируемом периоде будет обусловлено внедрением инновационных методик и технологий в систему работы с молодежью, взаимодействием с представителями общественности по вопросам работы с молодежью, увеличением активности в некоммерческом секторе, взаимодействием с представителями СМИ и использованием в работе по реализации молодежной политики информационных ресурсов сети Интернет, развитием молодежного волонтерского движения.

4. Прогноз развития городского хозяйства города Костромы

4.1. Прогноз развития жилищного и коммунального
хозяйства в городе Костроме

Количественные характеристики основных
показателей развития жилищно-коммунального
хозяйства города Костромы до 2018 года

Показатели
Единицы измерения
2014 год, отчет
2015 год, оценка
Прогноз
2016 год
2017 год
2018 год
Общая площадь жилищного фонда
тыс. кв. м
6526,8
6631,8
6724,4
6821,2
6936,9
в том числе:






- общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда
тыс. кв. м
146,6
147,9
148,3
150,4
151,7
Общая площадь жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности
тыс. кв. м
364,3
313,1
-
-
-
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг
млн. руб.
3803,73
4114,8
4365,8
4605,92
4859,2
Фактическая доля платежей населения в полной стоимости жилищно-коммунальных услуг
%
100
100
100
100
100
Доля капитально отремонтированного жилищного фонда от общей площади жилищного фонда
%
7,0
8,0
8,8
8,0
5,1
Количество переложенных и реконструированных изношенных трубопроводов:
км





- водоснабжения
22
4,6
4,0
4,0
4,0
- водоотведения
0,3
0,5
0,5
0,5
0,5
- теплоснабжения
7,2
8,5
9,0
9,0
9,0
- линий электропередачи
-
-
-
-
-
Доля переложенных и реконструированных изношенных трубопроводов:
%





- водоснабжения
0,5
1,2
1,0
1,0
1,0
- водоотведения
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
- теплоснабжения
2
3,3
3,5
3,5
3,5
- линий электропередачи в общей протяженности соответствующих сетей и линий
-
-
-
-
-
Фактическая обеспеченность придомовых территорий от нормативных требований:
- детскими игровыми площадками с исправным оборудованием;
- спортивными площадками с исправным оборудованием
%
84,2
85,9
87,0
88,0
89,0
Количество жалоб и обращений граждан на недостатки в содержании жилищного фонда и инженерного оборудования
ед.
924
1172
1044
987
901

Прогнозные данные по общей площади жилищного фонда на 2016-2018 годы представлены из фактически сложившейся динамики строительства многоквартирных домов (далее - МКД) на территории города Костромы за последние 3 года.
В целом по городу Костроме наибольшее количество домов имеет физический износ конструктивных элементов от 31 до 65 процентов, в старой черте городской застройки - 60-65 процентов. Объем нового строительства и проведение капитального ремонта зданий не позволяет компенсировать ухудшение технических параметров конструктивных элементов МКД, в связи с чем предполагается рост площади ветхого и аварийного жилищного фонда.
В прогнозном периоде капитальный ремонт жилищного фонда будет осуществляться в соответствии с региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а.
Одновременно Администрацией города Костромы будет активно проводиться работа по приведению в надлежащее состояние детского игрового оборудования, установке нового и демонтаже старого, что предполагает увеличение обеспеченности придомовых территорий площадками с исправным оборудованием.
В связи с улучшением качества обслуживания населения и созданием благоприятных условий проживания прогнозируется снижение количества жалоб и обращений граждан о недостатках в содержании жилищного фонда и инженерного оборудования.
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг в 2016-2018 годах рассчитана исходя из фактических показателей (за 2014 и 1-е полугодие 2015 года) и плановых (2016, 2017, 2018 гг.) с учетом индексов потребительских цен.

4.2. Прогноз развития пассажирского
транспорта в городе Костроме

Количественные характеристики основных показателей
развития муниципального пассажирского транспорта
в городе Костроме до 2018 года

Показатели
Единицы измерения
2014 год, отчет
2015 год, оценка
Прогноз
2016 год
2017 год
2018 год
Субсидии юридическим лицам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Костроме в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением указанной деятельности
тыс. рублей
124647,9
103800,0
96481,0
96481,0
245023,0
Количество подвижного состава:
ед.





муниципальных автобусов:





- списочное
65
65
65
65
65
- работающее на линии
48
45
45
45
55
троллейбусов:





- списочное
37
37
37
37
37
- работающее на линии
28
22
22
22
32
частных перевозчиков:





- списочное
499
485
436
398
354
- работающее на линии
433
433
396
361
321
Расчетная потребность подвижного состава:
ед.





муниципальных автобусов

48
45
45
45
55
троллейбусов

37
37
37
37
37
Количество перевезенных пассажиров
тыс. чел.
12523,7
10324,2
10500
10500
12000
Стоимость одной поездки в городском пассажирском транспорте
рублей
15
17
18
20
22

По оценке в 2015 году количество перевезенных пассажиров муниципальным транспортом на территории города Костромы по сравнению с 2014 годом снизилось в 1,2 раза, что обусловлено как его высокой изношенностью и, как следствие, частыми поломками, так и предпочтением жителями города услуг частного маршрутного такси с наименьшим временным интервалом и мобильностью передвижения. Кроме того, в последние годы значительно увеличилось количество личного автотранспорта.
В 2016-2018 годах прогнозируется постепенный рост пассажиров, перевезенных муниципальным транспортом. В этих целях в рамках муниципальной программы "Развитие городского пассажирского транспорта на 2016-2018 года" предполагается пересмотр маршрутной сети для вывода избыточного подвижного состава частных перевозчиков и таким образом увеличение коэффициента использования подвижного состава МУП города Костромы "Костромагортранс" по общей вместимости. Кроме того, в 2018 году планируется приобретение нового подвижного состава для муниципальных унитарных предприятий.
Стоимость проезда устанавливается постановлением Администрации города Костромы. В связи со вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 2016 года организация регулярных перевозок будет осуществляться по регулируемым и нерегулируемым тарифам с зависимости от сформированной маршрутной сети.

Обоснование параметров Прогноза на очередной
финансовый год и плановый период и их сопоставление
с параметрами прогноза социально-экономического
развития на 2014 год и плановый период 2015 и 2017
годов, одобренного постановлением Администрации
города Костромы от 30 октября 2013 года № 2500

При расчетах основных параметров прогноза социально-экономического развития города Костромы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов использовались индексы-дефляторы цен по видам экономической деятельности, установленные базовым вариантом Прогноза сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период 2016-2018 годов.
Указанный вариант предполагает продолжение действия санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода. Это означает сохранение ограничений доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала из частного сектора, связанный с погашением внешнего долга.
Всплеск инфляции, наблюдавшийся в конце 2014-начале 2015 года, обусловлен рядом факторов, прежде всего воздействием продовольственных контрсанкций и резким ослаблением рубля, влияние которых на инфляционные процессы заметно ослабнет к концу текущего года и уже в следующем году станет незначительным. При низком потребительском спросе ожидается, что инфляция по прогнозу Минэкономразвития в 2016 году замедлится почти вдвое - до 6,5-7,5 процента. К 2018 году в условиях укрепления рубля инфляция снизится до 5 процентов. Снижение инфляции и возобновление экономического роста обеспечат рост реальных доходов населения темпами 1,1 процента в 2016 году и 2,6-2,8 процента в 2017-2018 годах.
Среднегодовой курс рубля в 2015 году ожидается на уровне 60 рублей за доллар США при среднегодовой цене на нефть Urals 50 долларов США за баррель. В среднесрочной перспективе курс национальной валюты будет укрепляться - примерно до 53 рублей за доллар США к 2018 году.
В рамках базового варианта в прогнозный период не ожидается существенного роста безработицы. Сокращение реальной заработной платы снизило нагрузку на бюджеты компаний, и это делает маловероятным сценарий массовых увольнений и резкого роста безработицы. Уровень безработицы в 2015 году повысится не более чем на 0,6 п. п., и уже с 2016 года безработица вновь начнет снижаться.
В 2015 году на фоне существенного падения инвестиций и сокращения расходов домашних хозяйств ВВП в реальном выражении снизится на 2,8 процента. При этом уже в конце текущего года предполагается возобновление экономического роста до 2,3 процента в 2016 году и до 2,3-2,4 процента в 2017-2018 годах.
Общие расходы на конечное потребление по базовому варианту сократятся на 5,3 процента, прежде всего в результате сокращения на 6,5 процента потребительского спроса домашних хозяйств в условиях почти 8-процентного сокращения реальных располагаемых доходов населения. Конечное потребление государства сократится на 2 процента.
Министерством экономического развития для разработки параметров федерального бюджета на 2016-2018 годы предложен базовый вариант.
Нестабильность экономической ситуации в стране, девальвация национальной валюты в конце 2014 и в первой половине 2015 года неминуемо сказались и на состоянии экономики города Костромы и, как следствие, нашли свое отражение при разработке прогноза социально-экономического развития города Костромы на 2015 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
В конце 2014 года значительно ухудшились результаты деятельности промышленных предприятий города, из-за неустойчивой ситуации на валютном рынке выросло в цене сырье, предприятиям пришлось увеличивать цену на свою продукцию, что привело к потере заказчиков (потребителей).
В результате в 2014 году по уточненным данным промышленными предприятиями города (крупными, средними и малыми) было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами на сумму 51,7 млрд. рублей, что меньше прогнозной оценки (54,9 млрд. рублей) на 3,2 млрд. рублей. Соответственно расчетный индекс объема промышленного производства по городу Костроме по итогам 2014 года составил 99,9 процента, что ниже ранее прогнозируемого значения на 2,7 процентных пункта. Одновременно были скорректированы на понижение значения данного показателя на 2015-2017 годы.
По прогнозной оценке в 2014 году в экономику города должно было быть направлено 8,06 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Согласно предоставленным уточненным статистическим данным, значение показателя составило 7,14 млрд. рублей. Расчетный индекс физического объема составил 95,4 процента, что на 7,7 процентных пункта ниже запланированного значения. Одной из основных причин сокращения объемов инвестиционных вложений по итогам 2014 года является ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий. С учетом сложившейся общей экономической ситуации, колебаний курса валют, роста цен на импортируемые инвестиционные продукты, снижения доступности кредитных ресурсов, роста долговой нагрузки предприятия и организации города были вынуждены приостановить или отложить на неопределенный срок реализацию своих инвестиционных проектов. Кроме того, в 2014 году наблюдалось сокращение инвестиций за счет бюджетных средств, почти в 2 раза снизились федеральные инвестиции. Соответственно в сторону снижения скорректированы значения показателя на период 2015-2017 годов.
По статистическим данным оборот розничной торговли в 2014 году составил 44,4 млрд. рублей, что на 106,3 млн. рублей, или на 0,2 процента, больше ранее спрогнозированного объема. Однако в настоящем прогнозе в связи с ростом цен, падением потребительского спроса, обусловленным осложнением общеэкономической ситуации, в сторону снижения скорректированы значения индекса физического объема оборота розничной торговли на 2015-2017 годы.
По итогам 2014 года оборот общественного питания оказался, наоборот, ниже ранее спрогнозированного значения на 122,6 млн. рублей (5,0 процентов) и составил 2,45 млрд. рублей. Соответственно, с учетом оценки ситуации в 2015 году в сторону снижения спрогнозированы значения показателя на период 2015-2017 годов.
Объем платных услуг населению города Костромы в 2014 году в текущих ценах по оценке должен был вырасти до 11,2 млрд. рублей, однако по отчетным данным статистики составил только 9,9 млрд. рублей. Снизился и физический объем платных услуг, в 2014 году он составил 98,9 процента (по прогнозу - 101,4 процента). Однако прогнозные значения показателя на 2015-2017 годы скорректированы в сторону небольшого роста.
По статистическим данным в 2014 году среднегодовая численность населения города составила 274,7 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 0,9 процента. По отношению к прогнозному значению показатель увеличился на 581 человека, главным образом за счет миграционного притока населения, который в 2014 году составил 3108 человек. Помимо роста внутрирегиональной миграции, впервые за последние четыре года наблюдалось положительное сальдо межрегиональной миграции населения. Одновременно, как уже отмечалось выше, сократилась естественная убыль населения.
Показатель постоянной численности населения города Костромы в 2015-2017 годах скорректирован в сторону увеличения с учетом сдержанного роста миграционного притока.
Численность занятых в экономике города скорректирована в сторону увеличения с учетом данных за 2014 год Государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области" о среднесписочной численности физических лиц, за которых работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Костромы, уплачивали страховые взносы, и данных статистики о количестве индивидуальных предпринимателей. По расчетным данным численность занятых в экономике города по итогам 2014 года составила 155600 человек и выросла по сравнению с 2013 годом на 2,6 процента.
Учитывая, что по данным статистики в 2014 году численность занятых на предприятиях и в организациях города Костромы продолжала сокращаться и по итогам года составила 95457 человек, можно предположить, что изменения, связанные с увеличением занятых в экономике города, коснулись, главным образом, индивидуально-трудовой деятельности.
Следует отметить, что данные о количестве наемных работников у индивидуальных предпринимателей определяются расчетным (оценочным) путем. И, как нигде, в данном секторе экономики практикуется теневая занятость. Вступление в силу с 1 января 2015 года новой пенсионной реформы, большая разъяснительная работа, которая проводилась в 2013-2014 годах работниками Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме по данному вопросу, прежде всего среди субъектов малого предпринимательства, оказали положительное влияние на легализацию занятости в данном секторе.
Темп роста среднемесячной заработной платы на предприятиях и организациях города Костромы в 2014 году составил 108,8 процента, что ниже ранее спрогнозированного значения на 2,2 процентного пункта и обусловлено общей ситуацией в экономике, сложившейся во 2-й половине года. Соответственно с учетом оценки экономической ситуации начала 2015 года, параметров базового варианта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, на период 2015-2017 годов показатель скорректирован в сторону уменьшения.
Сопоставление основных экономических показателей прогноза, уточненных с учетом сложившейся экономической ситуации, с ранее утвержденными параметрами прогноза 2015-2017 годов приведено в таблице.

Таблица

Показатели
2015 год
Отклонение
2016 год
Отклонение
2017 год
Отклонение
Прогноз
Оценка
Прогноз
Прогноз
август 2014 года
август 2015 года
август 2014 года
август 2015 года
август 2014 года
август 2015 года
1. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (разделы C, D, E)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
102,5
96,9
-5,6
103,0
99,2
-3,8
101,8
101,5
-0,3
в том числе:









1.1. Добыча полезных ископаемых (раздел C)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
111,4
101,2
-10,2
112,0
101,4
-10,6
114,0
100,0
-14,0
1.2. Обрабатывающие производства (раздел D)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
103,2
96,2
-7,0
103,6
102,4
-1,2
102,1
101,5
-0,6
1.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
99,0
99,7
0,7
100,0
85,4
-14,6
100,0
101,8
+1,8
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
104,2
91,4
-12,8
101,9
104,4
+2,5
100,1
102,6
+2,5
3. Оборот розничной торговли
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
105,9
102,1
-3,8
106,0
102,3
-3,7
106,1
103,4
-2,7
4. Оборот общественного питания
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
106,2
106,9
+0,7
106,1
107,2
+1,1
106,3
107,4
+1,1
5. Объем платных услуг населению
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
100,4
101,4
+1,0
102,3
101,6
-0,7
102,4
102,0
-0,4
6. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения (тысяч человек)
275,8
277,0
+1,2
277,5
278,6
+1,1
278,8
280,0
+1,2
7. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность занятых в экономике (тысяч человек)
150,5
153,6
+3,1
148,8
152,4
+3,6
147,0
151,0
+4,0
Численность работающих на предприятиях и в организациях (тысяч человек)
99,0
93,9
-5,1
98,3
93,4
-4,9
97,5
93,1
-4,4
Фонд заработной платы, темп роста (проценты)
107,4
102,3
-5,1
108,1
107,1
-1,0
108,4
108,7
+0,3
Среднемесячная заработная плата 1 работника, темп роста (проценты)
108,0
104,0
-4,0
108,9
107,7
-1,2
109,3
109,0
-0,3


------------------------------------------------------------------