Решение Костромского областного суда от 29.05.2015 по делу N 3-22/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Перечня земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 25 ноября 2014 года N 469-а в части невключения в Перечень принадлежащих ему земельных участков>



КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. по делу № 3-22/2015

Костромской областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании нормативного правового акта - приложения № 1 "Перечень земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника" к Положению об особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский", утвержденному постановлением Администрации Костромской области от 25 ноября 2014 года № 469-а, в части невключения в Перечень принадлежащих ему земельных участков недействующим со дня принятия,

установил:

Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 года № 368 по предложению администрации Костромской области и Федеральной службы лесного хозяйства России на базе Сумароковского лосиного заказника был образован государственный природный заказник федерального значения "Сумароковский" общей площадью 36 176 гектаров.
Распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2014 года № 1020-Р указанный заказник, находящийся в ведении Минприроды России, преобразован в государственный природный заказник регионального значения "Сумароковский", и Минприроды России совместно с администрацией Костромской области поручено провести необходимые организационные мероприятия.
Во исполнение названного Распоряжения 25 ноября 2014 года администрацией Костромской области принято постановление № 469-а "О создании особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский", пунктом 2 которого утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский".
В соответствии с пунктом 7 данного Положения окружные границы заказника включают территорию общей площадью 40 391 га; площадь заказника составляет 36 176 га, из них земли лесного фонда - 9 989,2 га, земли сельскохозяйственного назначения - 26 186,8 га; общая площадь земель, расположенных в окружных границах заказника, но не входящих в его состав - 4 215 га.
Приложением № 1 к указанному Положению является Перечень земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника.
Постановление администрации от 25 ноября 2014 года № 469-а вместе с указанным Положением и приложением к нему опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2014 года и в соответствии с пунктом 3 вступило в силу со дня официального опубликования.
Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, в котором с учетом уточнений, сделанных в ходе судебного разбирательства, просил признать недействующим со дня принятия приложение № 1 "Перечень земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника" к Положению об особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский", утвержденному постановлением Администрации Костромской области от 25 ноября 2014 года № 469-а, в части невключения в него принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных в Гридинском сельском поселении Красносельского муниципального района Костромской области.
В обоснование заявления указал, что ему на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежат <...> обозначенных выше земельных участка общей площадью <...>, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения дачного строительства", которые расположены вблизи <адрес> Гридинского сельского поселения и находятся в окружных границах заказника "Сумароковский". Эти земельные участки были сформированы из земель сельскохозяйственного назначения АО "Гридинское", выделенных на паи членам трудового коллектива в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", и для нужд заказника никогда не передавались. На основании решения Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области от 3 ноября 2011 года № 151 эти земельные участки, на которых он планирует осуществить строительство загородного поселка с целью удовлетворения потребностей в жилье эконом-класса для молодых специалистов, отнесены к территории перспективного развития <адрес>, были согласованы к включению в состав указанного населенного пункта администрацией Красносельского муниципального района Костромской области, Министерством природных ресурсов РФ и администрацией Костромской области, и не предполагались к включению в состав заказника.
Данные земельные участки, согласно проекту постановления администрации Костромской области "Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский", положения об особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский" и приложения к нему № 1, который был размещен для общественного обсуждения на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на портале государственных органов Костромской области www.adm44.ru, входили в Перечень земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника, под порядковыми номерами N. Несмотря на то, что по информации об итогах общественного обсуждения, размещенной на том же сайте, за период общественного обсуждения отзывов, замечаний, дополнений и предложений в адрес разработчика проекта, которым являлся департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, не поступало, названный Перечень утвержден постановлением администрации Костромской области № 469-а от 25 ноября 2014 года в иной редакции, согласно которой принадлежащие ему земельные участки в этом Перечне отсутствуют, что нарушает требования статьи 19 Конституции РФ, статей 23 и 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", части 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ, Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2014 года № 1020-р, статьи 5, 18, 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", статьи 13.1 Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области", а также его права и законные интересы как собственника, поскольку охранный режим особо охраняемой территории, распространяющийся на принадлежащие ему земельные участки, не позволяет использовать их по назначению.
В судебном заседании Б. и его представитель адвокат Андреева И.В., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 121), заявление поддержали. Дополнительно к изложенному в заявлении указали, что администрацией Костромской области нарушена процедура принятия оспариваемого правового акта, поскольку в принятой редакции Перечень земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника, на общественное обсуждение не выносился, с Министерством природных ресурсов и экологии РФ не согласовывался, экологическая экспертиза при создании заказника как особо охраняемой природной территории регионального значения не проводилась. При составлении названного Перечня был нарушен конституционный принцип равенства, поскольку по каким-то дискриминационным мотивам его земельные участки не вошли в Перечень, тогда как земельные участки иных землепользователей, имеющие ту же категорию, не входящие в границы населенных пунктов и относящиеся к территориям их перспективного развития, включены в Перечень. Отсутствие в этом Перечне принадлежащих ему земельных участков ограничивает его в их использовании по целевому назначению, так как распространяет на них режим особо охраняемой природной территории, при котором любое строительство запрещено, а также препятствует завершению инициированной им процедуры включения земельных участков в состав населенного пункта <адрес>, поскольку уполномоченные на принятие такого решения органы и должностные лица, обосновывая невозможность удовлетворения его просьбы, ссылаются на оспариваемый им Перечень.
Представитель администрации Костромской области П. просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции администрации Костромской области, в надлежащей форме, с соблюдением требований Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и Закона Костромской области "Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области", опубликован в установленном порядке и прав заявителя не нарушает.
Представители департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, который являлся разработчиком проекта оспариваемого нормативного правового акта, Р. и С., также полагали заявление Б. необоснованным. Пояснили, что государственный природный заказник "Сумароковский" изначально создавался без изъятия земель. Земли, на которых впоследствии были сформированы земельные участки заявителя, относились к землям сельскохозяйственного назначения и имели разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, всегда находились в окружных границах заказника и в установленном законом порядке из его состава не исключались, на момент приобретения земельных участков заявителем в ДД.ММ.ГГГГ году они имели ту же категорию и вид разрешенного использования, который в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Гридинского сельского поселения был изменен на "дачное строительство", как они полагают, незаконно. Как особо охраняемая природная территория регионального значения заказник создан путем преобразования заказника федерального значения и имеет ту же площадь. При преобразовании изменились лишь некоторые внешние границы ввиду исключения с западной стороны заказника из его состава густонаселенных территорий, в основном - земель населенных пунктов, и включения с восточной стороны земель лесного фонда такой же площади. На подобное изменение границ, которое планировалось еще с ДД.ММ.ГГГГ года в отношении заказника федерального значения, имеется заключение государственной экологической экспертизы, и границы заказника определены в соответствии с ним. Эти изменения не коснулись иных территорий внутри заказника, в том числе, и земельных участков заявителя, которые всегда относились к землям заказника, поэтому их невключение в оспариваемый Перечень прав заявителя не нарушает. В проект оспариваемого Перечня, который размещался для общественного обсуждения, включались все земельные участки, предложенные органами местного самоуправления, что не исключало его корректировки, после проведения которой вынесение акта не повторное общественное обсуждение законом не предусмотрено. В установленном законом порядке земельные участки заявителя в состав населенного пункта не включались, к зоне его перспективного развития также не отнесены, поэтому нельзя полагать, что он поставлен в неравные условия с теми землепользователями, земли которых относятся к территориям перспективного развития населенных пунктов и включены в оспариваемый Перечень. Препятствий в использовании земельных участков по их целевому назначению - для дачного строительства, оспариваемый Перечень заявителю не создает.
В заключении прокурор полагал, что оснований для удовлетворения заявления Б. не имеется, поскольку оспариваемый акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администраций Гридинского сельского поселения и Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. От представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом положений частей 1, 3 и 5 статьи 167 и части 2 статьи 252 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
В соответствии с пунктом "д" статьи 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 статьи 2 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники могут иметь федеральное или региональное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 23 данного Федерального закона создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 этого закона.
В силу пункта 3 этой же статьи государственные природные заказники регионального значения могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, осуществляемого решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и согласованного с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен государственный природный заказник федерального значения. Указанное решение может быть принято в отношении государственного природного заказника федерального значения, расположенного в границах одного субъекта Российской Федерации.
При этом задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3 статьи 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
В силу части 1 статьи 20 и части 1 статьи 26 Устава Костромской области (Закон Костромской области от 24 апреля 2008 года № 300-4-ЗКО) высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Костромской области является администрация Костромской области.
Законом Костромской области от 15 февраля 2012 года № 194-5-ЗКО "Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области" установлено, что принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения и утверждение положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения относится к полномочиям администрации Костромской области (пункты 3 и 4 части 2 статьи 5, часть 4 статьи 6).
Исходя из положений части 3 статьи 28 Устава Костромской области и части 1 статьи 9 Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" по вопросам, требующим нормативного регулирования, администрация Костромской области издает постановления.
На основе анализа приведенных норм суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией Костромской области в пределах предоставленных ей полномочий и в установленной форме.
Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта и введения его в действие, предусмотренный Законом Костромской области "О нормативных правовых актах Костромской области", также не нарушен.
Так, в силу части 2 статьи 4 и части 1 статьи 13.1 названного Закона Костромской области проекты постановлений нормативного правового характера администрации Костромской области выносятся на общественное обсуждение, которое осуществляется в форме их размещения на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("Портал государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru) в порядке, установленном губернатором Костромской области, с предоставлением участникам общественного обсуждения возможности направления замечаний и предложений в электронном и (или) письменном виде (часть 4); на официальном сайте размещаются проект нормативного правового акта, пояснительная записка к нему, финансово-экономическое обоснование проекта нормативного правового акта (при наличии), сведения о разработчике проекта нормативного правового акта, информация о сроках начала и окончания общественного обсуждения, о порядке направления замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта (часть 5); общественное обсуждение проводится в срок не более 30 и не менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте (часть 6); в целях ознакомления общественности с результатами общественного обсуждения на официальном сайте размещаются сведения о результатах рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения (часть 8).
Проект оспариваемого заявителем нормативного правового акта выставлялся на общественное обсуждение на официальном сайте администрации Костромской области www.adm44.ru с размещением всех перечисленных в части 5 указанной выше статьи сведений, обсуждение проводилось в срок с 3 по 18 октября 2014 года, информация о его итогах также была размещена. Данные обстоятельства никем не оспариваются.
Довод заявителя и его представителя о том, что после корректировки проекта приложения к Положению об особо охраняемой природной территории, в ходе которой земельные участки заявителя были исключены из приложения (Перечня), следовало повторно размещать проект для общественного обсуждения, на законе не основан, поскольку ни Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", ни Законы Костромской области "Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области" и "О нормативных правовых актах Костромской области" подобных требований не содержит.
Отсутствует такое требование и в статье 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Мнение заявителя и его представителя о том, что необходимость повторного обсуждения вытекает из целей и принципов общественного контроля, перечисленных в статьях 5 и 6 названного Федерального закона, основано на ошибочном толковании положений последнего.
Согласно статье 21 Закона Костромской области "О нормативных правовых актах Костромской области" нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответствующим нормативным правовым актом (часть 3); официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Северная правда", специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("Портал государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru), "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемый правовой акт, как указывалось ранее, был опубликован 26 ноября 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, что соответствует приведенным положениям регионального законодательства.
Специальные требования к порядку принятия нормативных правовых актов о создании особо охраняемой природной территории регионального значения, предусмотренные пунктом 6 статьи 2, статьями 23 и 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и части 3 статьи 6 Закона Костромской области "Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области", в данном случае также соблюдены.
Исходя из положений статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" создание государственных природных заказников регионального значения может осуществляться по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (пункт 2) либо по решению Правительства Российской Федерации - в случае преобразования государственного природного заказника федерального значения (пункт 3).
В силу прямого указания закона решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о создании заказника регионального значения, принимаемое этим органом самостоятельно в порядке пункта 2 статьи 23 указанного Федерального закона, подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 6 статьи 2).
Обязательного требования о согласовании решений, принимаемых органами исполнительной власти во исполнение решений Правительства Российской Федерации о преобразовании заказника федерального значения в заказник регионального значения названный закон (пункт 3 статьи 23) не содержит.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, государственный природный заказник регионального значения "Сумароковский" был создан в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" путем преобразования государственного природного заказника федерального значения на основании Распоряжения Постановления Правительства РФ № 1020-р от 10 июня 2014 года по предложению Минприроды России, согласованному с администрацией Костромской области.
Между тем проект постановления администрации Костромской области о создании заказника регионального значения, принимаемого во исполнение указанного Распоряжения Правительства РФ, и Положения о нем был направлен на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в силу пункта 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 404 от 29 мая 2008 года, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, и согласован данным Министерством Письмом от 10 октября 2014 года № (том 2 л.д. 150).
Ввиду отсутствия предписания закона об обязательном согласовании решений региональных исполнительных органов государственной власти о создании государственных заказников регионального значения из преобразуемых заказников федерального значения ссылка заявителя и его представителя на то, что проект оспариваемого Перечня земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника, являющегося приложением № 1 к Положению особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский", на согласование в Минприроды России вместе с Положением не направлялся, не свидетельствует о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущего признание его недействующим.
Кроме того, из пояснений, представленных суду Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, следует, что указанный Перечень был представлен в Министерство в рабочем порядке (том 2 л.д. 136-138).
Как указано выше, государственный природный заказник регионального значения "Сумароковский" был создан путем преобразования созданного в 1999 году государственного природного заказника федерального значения "Сумароковский", границы которого были описаны первоначально в Положении о заказнике, утвержденном Первым заместителем Министра природных ресурсов РФ ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 90-101), а затем - в Положении о заказнике, утвержденном приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № (том 2 л.д. 148-149).
При преобразовании заказника в заказник регионального значения его северная, западная и восточная границы были изменены и целью исключения из территории заказника густонаселенной территории вдоль северной и западной границ, которая не является местом обитания лосей, и включения в его состав территории с восточной стороны, как наиболее подходящей и перспективной для целей сохранения популяции лося.
При этом границы были установлены в соответствии с заключением экспертной комиссии № государственной экологической экспертизы материалов "Комплексное экологическое обследование территорий Костромского и Красносельского районов в границах государственного природного заказника "Сумароковский" и прилегающих территорий, обосновывающих изменение окружных границ государственного природного заказника федерального значения "Сумароковский", утвержденным приказом Верхне-Волжского управления Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N, которое наряду с другими документами по созданию заказника регионального значения в сентябре 2014 года направлялось администрацией Костромской области в Минприроды России (том 2 л.д. 151, 158-167).
Учитывая, что проведение экспертизы соответствует требованию пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (согласно которому объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения), что заказник регионального значения создавался путем преобразования заказника федерального значения, и при его создании изменились только вышеуказанные границы, а статус других территорий, находящихся в окружных границах заказника, не менялся, суд приходит к выводу, что названного заключения при принятии оспариваемого нормативного правового акта было достаточно.
Применение указанного заключения, срок действия которого в силу пункта 2 приказа Верхне-Волжского управления Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № составляет 5 лет, действующему законодательству не противоречит.
Доводы заявителя и его представителя о неактуальности этого заключения суд находит несостоятельными, поскольку срок его действия на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не истек.
Представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что перечисленные в части 3 статьи 6 Закона Костромской области "Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области" действия, составляющие порядок создания особо охраняемой природной территории регионального значения и включающие в себя проведение комплексного экологического обследования территории, на которой предполагается создать особо охраняемую природную территорию регионального значения, подготовку научного обоснования создания особо охраняемой природной территории регионального значения, пояснительной записки о необходимых затратах, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности, подготовку картографических материалов проектируемой особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения об этой территории, направление материалов комплексного экологического обследования территории на государственную экологическую экспертизу и согласование проекта решения о создании особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения о ней с федеральными органами исполнительной власти в случаях, установленных федеральным законодательством, администрацией области выполнены.
Комплексное экологическое обследование территорий Костромского и Красносельского районов в границах ГПЗ "Сумароковский" и прилегающих территорий и государственная экологическая экспертиза материалов обследования проведены, научное обоснование создания заказника имеется (приведено в материалах, представленных на экологическую экспертизу), пояснительная записка о необходимых затратах и картографический материал (выкопировка из географической карты с нанесенными границами заказника), положение о заказнике составлены, согласование пройдено (том 2 л.д. 151-187).
Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что оно нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункту 9 статьи 95 Земельного кодекса РФ объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Таким образом, федеральным законодательством не исключается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
В этой связи невключение земельных участков заявителя в оспариваемый Перечень земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника, действующему законодательству не противоречит, и, следовательно, прав заявителя не нарушает.
Доводы заявителя и его представителя о том, что земельные участки заявителя никогда не входили в состав заказника, а потому подлежали включению в оспариваемый Перечень, опровергаются материалами дела.
То обстоятельство, что земельные участки заявителя расположены внутри окружных границ заказника, никем из участвующих в деле лиц не оспаривается.
По делу видно, что эти участки были сформированы из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих АО "Гридинское", которые в 1994 году передавались членам трудового коллектива в общую собственность в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
Согласно Положению о государственном природном заказнике федерального значения "Сумароковский", утвержденному 16 ноября 2000 года, заказник создавался без изъятия из хозяйственной эксплуатации земель, при этом в состав заказника включались, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения АО "Гридинское" площадью 1915 га (том 2 л.д. 90-101).
Земельный участок, переданный членам трудового коллектива, в натуре на момент создания заказника федерального значения выделен не был, его границы на местности не устанавливались, на кадастровый учет поставлен только в 2008 году (том 2 л.д. 52-53), таким образом, достаточных оснований полагать, что он был исключен из состава заказника, не имеется.
Постановлением администрации Костромской области, направившей в Правительство РФ предложение о создании Государственного природного биологического доместикационного лосиного заказника в Костромской области, от 1 октября 1998 года № 586 было утверждено распределение общей площади создаваемого заказника и его охранной зоны по землепользователям (приложение № 1), согласно которому в состав заказника не включались размещенные в районе его расположения подсобные сельские хозяйства (195 га), крестьянские хозяйства (162 га), личные подсобные хозяйства (19 га), коллективные сады (377 га), коллективные огороды (11 га), земли поселковых администраций (104 га), земли сельских администраций (2 748 га), земли промпредприятий (134 га), земли управления "Костромаавтодор" (128 га), земли оздоровительных учреждений (318 га), земли иного назначения (83 га), земли запаса (80 га). Ни к одной из перечисленных категорий земельный участок, имеющий категорию "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", из которого были сформированы земельные участки заявителя, не относился.
Постановлением губернатора Костромской области № 401 от 21 сентября 2001 года распределение общей площади земель заказника было утверждено в новой редакции, которая предусматривала аналогичный вышеприведенному перечень земель, не включаемых в состав заказника.
К землям, перечисленным в пункте 5 утвержденного постановлением администрации Костромской области № 469-а от 25 ноября 2014 года Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский" (среди которых земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, занятые личными подсобными хозяйствами, коллективными садами, коллективными огородами, существующими на дату создания заказника "Сумароковский", земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, занятые спортивными и оздоровительными учреждениями, земли запаса), земельные участки заявителя также не относятся.
Отсутствие в кадастровых паспортах принадлежащих заявителю земельных участков сведений об их принадлежности к землям особо охраняемых территорий не свидетельствует о том, что эти участки не входят в состав заказника, поскольку в разделе 8 кадастрового паспорта, на прочерк в графе которого "Земли особо охраняемых территорий и объектов" ссылается заявитель, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2014 года № 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" указывается установленная категория земель.
Земельные участки заявителя относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, что и отмечено в кадастровых паспортах, а заказник, как указано выше, образован без изъятия земельных участков и без изменения категории земель.
Довод заявителя и его представителя о том, что невключением земельных участков заявителя в оспариваемый Перечень нарушен конституционный принцип равенства, поскольку земельные участки других землепользователей в этот Перечень включены, основанием для признания оспариваемого акта недействующим не является.
Как установлено судом, земельные участки заявителя утвержденным в установленном порядке Генеральным планом Гридинского сельского поселения к территории населенного пункта <адрес>, что исключало бы их из состава заказника, а также к зоне перспективного развития данного населенного пункта не отнесены.
Закон или иной нормативный правовой акт, имеющий по сравнению с оспариваемым большую юридическую силу и предписывающий исключение из состава особо охраняемых природных территорий земель той же категории и с тем же видом разрешенного использования, что и участки заявителя, отсутствует.
Ссылка заявителя на то, что в связи с невключением его земельных участков в оспариваемый Перечень на них распространяется особый охранный режим, не позволяющий использовать участки по целевому назначению, и уполномоченные органы уклоняются от решения вопроса о включении этих участков в состав населенного пункта, во внимание принята быть не может, поскольку, как отмечено выше, оспариваемым нормативным правовым актом режим использования земельных участков заявителя не менялся, так как они и до его принятия входили в состав заказника, а проверка правомерности действий указанных заявителем органов находится за рамками предмета рассмотрения по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемый Б. нормативный правовой акт - приложение № 1 "Перечень земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника" к Положению об особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский", утвержденному постановлением Администрации Костромской области от 25 ноября 2014 года № 469-а, в части невключения в Перечень принадлежащих ему земельных участков не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявление Б. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Б. о признании нормативного правового акта - приложения № 1 "Перечень земельных участков, расположенных в окружных границах заказника "Сумароковский", но не входящих в состав заказника" к Положению об особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Сумароковский", утвержденному Постановлением Администрации Костромской области от 25 ноября 2014 года № 469-а, в части невключения в Перечень принадлежащих ему земельных участков недействующим со дня принятия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------