По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Костромского областного суда от 21.05.2015 по делу N 3-23/15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 575-а "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области">
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. по делу № 3-23/15
Костромской областной суд в составе:
судьи Костромского областного суда Ильиной И.Н.
при секретаре Колесниковой И.В.
с участием прокурора Соколовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Н. о признании недействующим постановления администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года № 575-а "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области",
установил:
Постановлением администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года № 575-а установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области на один квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику: на 2014 год - 6 рублей в месяц; на 2015 год - 6,34 рубля в месяц; на 2016 год - 6,71 руб. в месяц.
Это постановление было опубликовано в "СП - нормативные документы" 31.12.2013, а также размещено на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("Портал государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru). Данный акт вступил в силу с момента официального опубликования и начал применяться с октября 2014 года, поскольку с этого времени у собственников помещений многоквартирных жилых домов в Костромской области возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (данная обязанность согласно части 4 ст. 4 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" возникла по истечении шести календарных месяцев с момента официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта 31.03.2014).
Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать недействующим, нарушающим права гражданина Российской Федерации, собственника жилых помещений, потребителя, и отменить постановление администрации Костромской области "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области" от 26.12.2013 № 575-а. В обоснование этого требования указала, что с октября 2014 года ей как собственнику жилых помещений в многоквартирном доме Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Костромской области стал выставлять счета на оплату взносов на капитальный ремонт. С требованием об оплате этих взносов она не согласна. Поскольку Фонд является некоммерческой организацией, отсутствуют юридические гарантии сохранности взносов и расходования полученных средств в соответствии с интересами собственников помещений. Также нет оснований для оплаты капитального ремонта путем внесения авансовых платежей, поскольку в этом случае собственник лишается права разово оплатить необходимые работы. Установленные оспариваемым постановлением тарифы завышены и необоснованны, отсутствуют какие-либо расчеты размера взноса, не учтены особенности и различия конкретных домов, в которых должен производиться капитальный ремонт.
В ходе судебного разбирательства Н. свое заявление поддержала. Дополнительно указала, что представителями заинтересованных лиц не доказана обоснованность размера взноса на капитальный ремонт и возможность его установления в едином размере для собственников разных домов. При расчете взноса было принято во внимание завышенное количество многоквартирных домов, нуждающихся в капитальном ремонте (была учтена площадь конструктивных элементов 400 домов, которые впоследствии были исключены из программы в связи с признанием их аварийными и подлежащими сносу). При определении размера не учтено, что стоимость капитального ремонта домов, относящихся к разным категориям, значительно отличается, соответственно, является различным размер средств, которые должны внести собственники 1 кв. м помещений этого дома для проведения капитального ремонта.
Представитель администрации Костромской области П. полагал заявление необоснованным. Указал, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции администрации Костромской области, в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, пунктом 6.1 статьи 2, пунктом 6 статьи 5, пунктом 8.3 статьи 13, ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", в целях реализации администрацией полномочий по обеспечению своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области. Оспариваемый акт принят в надлежащей форме - форме постановления, что соответствует требованиям, содержащимся в части 3 статьи 28 Устава Костромской области, опубликован в установленном порядке в "СП - нормативные документы" 31.12.2013. Данных о противоречии этого акта федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, заявителем не приводится. Доводы жалобы не основаны на законе, сводятся к несогласию с конкретным правоприменительным решением, которое может быть обжаловано в установленном порядке с соблюдением правил подведомственности и подсудности.
Представители заинтересованного лица департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области К., П.И., С. также полагали заявление подлежащим отклонению. Пояснили, что расчет минимального размера взноса производился их подразделением. Поскольку на момент принятия постановления отсутствовали действующие методические рекомендации Минстроя России по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расчет размера взноса производился по своей формуле, учитывающей общую потребность финансирования на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов на территории области, подлежащих включению в региональную программу капремонта. При расчете общей потребности в средствах были применены понижающие коэффициенты 0,08 и 0,1. С помощью этих коэффициентов были учтены уменьшение стоимости работ при заключении контрактов с подрядными организациями на конкурсной основе и примерный объем софинансирования региональной программы за счет средств консолидированного бюджета Костромской области и государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Для проведения расчета были собраны сведения от органов местного самоуправления по установленной форме о находящихся на территории области многоквартирных жилых домах, подлежащих включению в программу капитального ремонта, их технических характеристиках. Была определена стоимость работ по капитальному ремонту, перечисленных в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, при формировании ценовых показателей был проведен анализ смет и актов выполненных работ на домах с аналогичными видами работ, выполненными в 2012-2013 годах в Костромской области. При отсутствии соответствующих реальных смет и актов были произведены расчеты сметной стоимости соответствующего вида работ по конкретным объектам - аналогам. Также при принятии решения об установлении минимального размера взноса был произведен анализ жилищного фонда Костромской области, который подлежал включению в программу капитального ремонта, и выявлено, что 60% составляют дома высотностью до 2-х этажей включительно. На ремонт этих домов необходимо потратить 70% средств, а собираемость с них составляет лишь 30%, причем большая часть этих домов должна быть отремонтирована в ближайшее время. Учитывая данные обстоятельства, возможность использования средств Фонда на возвратной основе для ремонта иных домов, не тех, которые эти средства собрали, взнос не стал устанавливаться на первые три года в дифференцированном размере для разных категорий домов.
В заключении прокурор полагал заявление подлежащим отклонению, поскольку оспариваемое постановление администрации Костромской области не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Пунктом "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции РФ установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Также законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий (ч. 6 ст. 5 ЖК РФ).
Согласно ч. 8.2 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Костромской области принят и с 10.12.2013 действует Закон Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО (ред. от 22.04.2015) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области". В ч. 1, 2 ст. 4 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО установлено, что минимальный размер взноса устанавливается администрацией Костромской области исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Жилищным кодексом Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1). Минимальный размер взноса устанавливается на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта. При этом при установлении минимального размера взноса на второй и третий год указанного трехлетнего периода может закладываться его увеличение исходя из прогнозного уровня инфляции (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Устава Костромской области, согласно ст. 3, 9 Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" нормативные правовые акты администрации могут приниматься в форме постановлений.
В ч. 7 ст. 21 Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" в редакции, действовавшей на 26.12.2014, было предусмотрено, что официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Северная правда", специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" (далее - официальные периодические печатные издания Костромской области) или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("Портал государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru).
Таким образом, оспариваемое постановление администрации Костромской области "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области" принято компетентным органом в пределах его полномочий в надлежащей форме, опубликовано и введено в действие в установленном порядке.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом также не выявлено противоречий оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, таким, как то: Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО (ред. от 22.04.2015) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области".
Так, размер взноса установлен на 3 года исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. На второй и третий год указанного трехлетнего периода заложено увеличение этого размера согласно прогнозируемому уровню инфляции на 2015 год - 105,6% к ценам 2014 года, на 2016 год - 105,8% к ценам 2015 года. Указанные индексы предусмотрены в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", разработанном Минэкономразвития России, что суд находит допустимым. Примененные показатели инфляции был спрогнозированы именно в отношении услуг ЖКХ, и данные индексы в своей совокупности не превышают общий прогнозируемый уровень инфляции, установленный в ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (на 2015 год - 12,2%, на 2016 год - 4,5%).
Как следует из содержания ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, текст которой приведен выше, размер взноса должен устанавливаться в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минстроя России от 07.02.2014 № 41/пр были утверждены методические рекомендации по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. В декабре 2013 года, то есть на момент принятия оспариваемого постановления, такие рекомендации отсутствовали и не могли быть применены при определении размера взноса. Между тем, поскольку данные Методические рекомендации действуют на настоящий момент, судом при рассмотрении дела приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в них.
На основании представленных в материалы дела документов судом установлено, что при определении минимального размера взноса на капитальный ремонт администрацией Костромской области были соблюдены общие принципы, на основании которых рекомендовано осуществлять установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (раздел 1 Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах):
- определение минимального размера взноса на основе оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- доступности минимального размера взноса для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- достаточности финансовых средств, формируемых исходя из устанавливаемого минимального размера взноса, с учетом планируемых мер финансовой бюджетной поддержки для обеспечения выполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Заинтересованными лицами указано, что расчет минимального взноса ими производился по формуле, в которой учитывалась оценочная потребность в средствах на финансирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы с учетом понижения этой потребности на коэффициент, учитывающий "отыгрывание" 8% стоимости при заключении контрактов с подрядными организациями на конкурсной основе, за вычетом прогнозируемого объема софинансирования этой программы за счет бюджетных средств (10%). При расчете также приняты во внимание период реализации программы капитального ремонта и площадь жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, исходя из которой должна производиться уплата взноса.
Для оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества был произведен сбор информации от органов местного самоуправления о количестве и технических характеристиках многоквартирных жилых домов, подлежащим включению в региональную программу капитального ремонта. Данное обстоятельство подтверждается следующими документами, представленными в материалы дела: постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 05.07.2013 № 18 "Об утверждении формы предоставления информации по многоквартирным домам для определения потребности в проведении капитального ремонта общего имущества" (л.д. 60-64 в т. 1), запросом об уточнении сведений от 24.12.2013 (л.д. 65 в т. 1), ответами органов местного самоуправления на этот запрос.
Также при расчете потребности в средствах на проведение капитального ремонта была определена стоимость работ, включенных в установленный в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Так, из выписки из оценочного финансового расчета "Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Костромской области на 2014-2043 годы" (л.д. 47 в т. 1) видно, что при расчете общей потребности была принята во внимание стоимость следующих работ общего имущества многоквартирных жилых домов, подлежащих включению в эту программу:
1) ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1,05 млрд. руб.), холодного водоснабжения (1,13 млрд. руб.), горячего водоснабжения (0,74 млрд. руб.), отопления (2,61 млрд. руб.), водоотведения (0,71 млрд. руб.), газоснабжения (1,51 млрд. руб.);
2) ремонта или замены лифтового оборудования (1,55 млрд. руб.);
3) ремонта крыш (плоских и скатных в общей сумме 7,52 млрд. руб.);
4) ремонта подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (1,27 млрд. руб.);
5) ремонта фасада (3,13 млрд. руб.);
6) ремонта фундамента многоквартирного дома (1,18 млрд. руб.).
Общая потребность была определена в сумме 22,4 млрд. руб.
Стоимость работ была определена на основании анализа стоимости фактически выполненных в 2013 году в рамках региональной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Костромской области на 2013 год" работ капитального характера в конкретных многоквартирных домах Костромской области. В том случае, если аналогичные работы не выполнялись, производился расчет их стоимости путем составления смет-аналогов, в основу были взяты объемы, затраты, цены на 4 квартал 2013 года в соответствии с соответствующими сборниками цен, материалов, индексами изменения их стоимости (л.д. 1-237 в т. 2 и 1-100 в т. 3).
Снижение стоимости работ на понижающий коэффициент 8%, предоставленный на торг, не нарушает прав заявителя, поскольку ведет к уменьшению размера взноса.
Определение объема мер финансовой бюджетной поддержки было осуществлено на основании анализа объема бюджетного софинансирования работ по программам капитального ремонта многоквартирных домов за период с 2012 года и по 2015 год) и учтена тенденция к снижению объема средств господдержки капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов. Указанный вывод полностью согласуется с п. 1.1.4 Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в котором указано, что изменение минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта должно приводить к сокращению потребности в предоставлении финансовой бюджетной поддержки.
Также в материалы дела представлена оценка доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах (л.д. 159-161 в т. 1), из которой видно, что при установлении размера взноса на капитальный ремонт 6 руб. за 1 кв. м прогнозируемая доля расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи составит 9,59%, что меньше предельной доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи по Костромской области, установленном в размере 22%.
То обстоятельство, что к настоящему времени значительно уменьшилось количество домов, включенных в программу капитального ремонта, не может служить основанием для признания недействующим постановления администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года № 575-а "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме".
Как следует из содержания ч. 2 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, от уплаты взносов на капитальный ремонт освобождаются собственники помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме. В ч. 2 ст. 174 ЖК РФ и ст. 22 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО (ред. от 22.04.2015) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" предусмотрено, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также в случае изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилого помещения для государственных или муниципальных нужд, региональный оператор обязан, соответственно, или направить средства фонда капитального ремонта, собранные по указанному дому, на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома, или выплатить их собственникам помещений в этом доме пропорционально размерам уплаченных ими взносов. Таким образом, до исключения дома из программы капитального ремонта собственники помещений в нем являются такими же плательщиками взносов, как и собственники помещений в остальных многоквартирных домах, а в результате исключения жилых домов из программы капитального ремонта, средства, собранные за счет целевых взносов собственников помещений в этих домах, исключаются из общей суммы.
Также следует отметить, что при расчете минимального размера взноса был учтен не только размер общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества (в числителе формулы), но также и площадь помещений в многоквартирных домах, собственники которых являются плательщиками взноса (в знаменателе формулы). Соответственно, при исключении домов из программы капитального ремонта уменьшится не только размер общей потребности в средствах на его проведение, но и площадь помещений, собственники которых должны платить взнос. Таким образом, исключение домов из программы капитального ремонта не обязательно повлечет за собой уменьшение минимального размера взноса.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 4 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО (ред. от 22.04.2015) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" (текст приведен выше) размер взноса устанавливается не на весь период действия программы капитального ремонта, который составляет 30 лет, а только на три года. Следовательно, через три года при установлении нового размера взноса будет принято во внимание уже актуализированное количество домов, включенных в программу капитального ремонта.
Неустановление дифференцированного размера взноса в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных межремонтных сроков, по мнению суда, также не свидетельствует о противоречии оспариваемого постановления администрации Костромской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из текста ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 4 от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО (ред. от 22.04.2015) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", минимальный размер взноса может быть дифференцирован в зависимости от различных вышеперечисленных обстоятельств. Таким образом, законы не содержат требования об обязательной дифференциации размера взноса, а лишь предоставляют право органам власти субъекта Российской Федерации установить минимальный размер взноса для разных плательщиков в разных размерах.
Как следует из содержания пунктов 5.4, 3.7, 3.8 Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах", содержащиеся в них положения о дифференциации минимального размера взноса на капитальный ремонт также носят рекомендательный характер. Так, в п. 5.4 Методических рекомендаций указано, что дифференциацию минимального размера взноса по муниципальным образованиям и по типам многоквартирных домов в муниципальном образовании рекомендуется производить на основе оценки целесообразности такой дифференциации в соответствии с разделами 3 и 4 настоящих методических рекомендаций. В п. 3.8 рекомендовано устанавливать дифференцированный размер взноса по разным типам домов при выявлении разницы между значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов, превышающей 10 процентов.
Проанализировав количество многоквартирных жилых домов, подлежащих включению в программу капитального ремонта, особенности их конструктивных элементов, их состояние, стоимость ремонта каждого типа дома и количество взносов, собираемых по разным видам домов, администрация Костромской области пришла к выводу о нецелесообразности дифференциации взноса на первые три года. Обоснованность данного вывода подтверждается также расчетами стоимости капитального ремонта и необходимого размера взноса для трех типов домов (двухэтажного деревянного, пятиэтажного кирпичного и девятиэтажного панельного), из которых следует, что минимальный размер взноса для собственников помещений в этих домах колеблется незначительно от 5,5 руб. за 1 кв. м в девятиэтажном панельном доме до 6,8 руб. за 1 кв. м в двухэтажном деревянном доме (л.д. 142-157 в т. 1). При этом установленный оспариваемым постановлением размер минимального взноса 6 руб. менее чем на 10% отличается от взноса для собственников помещений девятиэтажного дома.
Также следует отметить, что в силу ч. 1 ст. 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете. Согласно частям 3 и 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Таким образом, фонд капитального ремонта, образованный за счет взносов собственников помещений многоквартирного дома, в том числе и заявителя, должен быть использован только в их интересах на ремонт их дома, и лишь в случае формирования фонда на счете регионального оператора эти денежные средства могут быть заимствованы (с условием обязательного возврата) на какое-то время для проведения ремонта иных домов. Соответственно, все внесенные заявителем в качестве взноса на капитальный ремонт денежные средства предназначаются для использования в ее интересах на ремонт того дома, в котором расположены принадлежащие ей помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что постановление администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года № 575-а "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области" не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Следовательно, заявление Н. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года № 575-а "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области" Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
И.Н.ИЛЬИНА
------------------------------------------------------------------