По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Костромского областного суда от 26.03.2015 по делу N 3-11/15 <О признании частично недействующими пунктов 2 и 3 постановления администрации Костромской области от 22.12.2014 N 543-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области">
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. по делу № 3-11/15
Костромской областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. о признании недействующими пунктов 2 и 3 постановления администрации Костромской области от 22.12.2014 № 543-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области",
установил:
Постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года № 543-а утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области.
Постановление опубликовано 30 декабря 2014 года путем размещения на сайте www.pravo.gov.ru.
Пунктом 2 названного постановления признано утратившим силу постановление администрации Костромской области от 28.10.2008 № 393-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области".
Пунктом 3 постановления установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2015 года.
Е. обратилась в суд с названным заявлением, указывая в обоснование, что у нее в собственности имеется земельный участок, расположенный по <адрес>. В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ она является плательщиком земельного налога за данный земельный участок. Согласно нормам Земельного кодекса РФ (статья 65) и Налогового кодекса РФ (статья 390) налоговая база, с которой исчисляется сумма налога, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Оспариваемым постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков. Пунктом 3 постановления предусмотрено, что оно действует с 1 января 2015 года, то есть за 2015 год Е. должна будет заплатить земельный налог, исходя из утвержденной данным постановлением кадастровой стоимости, которая больше кадастровой стоимости принадлежащего заявительнице участка, утвержденной ранее действовавшим постановлением администрации Костромской области от 28.10.2008 № 393-а. Это постановление пунктом 2 оспариваемого постановления признано утратившим силу.
Оспариваемое постановление принято 22 декабря 2014 года, официально опубликовано 30 декабря 2014 года, а введено в действие через два дня после официального опубликования, что, по мнению заявителя, противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса РФ, которая определяет, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Несмотря на то, что акт, утверждающий кадастровую стоимость земельных участков, является актом земельного законодательства, использование его для целей налогообложения требует соблюдения при введении его в действие порядка, установленного для введения в действие актов законодательства о налогах, то есть соблюдение положений, предусмотренных статьей 5 Налогового кодекса РФ. Однако при введении в действие оспариваемого постановления указанные требования закона соблюдены не были, постановление распространено на отношения по уплате земельного налога за 2015 год. В то же время, учитывая дату официального опубликования постановления (30.12.2014) и порядок определения налоговой базы, предусмотренный статьей 391 НК РФ (кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), утвержденная оспариваемым постановлением, стоимость может использоваться при расчете земельного налога за 2016 год, а при расчете налога за 2015 год применяться не может. В обоснование заявленных требований Е. также сослалась на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П.
Заявитель просила признать недействующими с момента принятия пункты 2 и 3 постановления администрации Костромской области от 22.12.2014 № 543-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области".
С аналогичным заявлением в Костромской областной суд обратился индивидуальный предприниматель М.
Определением судьи Костромского областного суда от 30.01.2015 гражданские дела по заявлениям индивидуального предпринимателя М. и Е. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения /л.д. 70/.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной налоговой службы России по Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Управление Министерства юстиции по Костромской области.
Определением Костромского областного суда от 06.02.2015 производство по гражданскому делу в части требований индивидуального предпринимателя М. прекращено ввиду отказа от заявления /л.д. 84, 85, 124/.
В судебное заседание заявитель Е., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заявителя Е. - Ф. заявление поддержала по изложенным в нем доводам.
Представитель заинтересованного лица - администрации Костромской области - С.А. возражал против удовлетворения заявления, суду пояснил (в возражениях на заявление указал /л.д. 64-66, 86-91/), что оспариваемое постановление принято администрацией в пределах предоставленных ей полномочий. Оно не относится к законодательству о налогах и сборах, следовательно, на него не распространяются требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Акты, устанавливающие кадастровую стоимость земельных участков, являются актами земельного законодательства, которые используются, в частности, для целей налогообложения. Нормы Земельного кодекса РФ не предусматривают специального порядка вступления в силу таких правовых актов. Поэтому в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона Костромской области от 11.01.2007 № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" такие акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответствующим нормативным правовым актом. Полагает, что ссылка заявителя на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления. Эта позиция должна учитываться при разрешении конкретных споров. Считает, что при расчете земельного налога за 2015 год налоговая инспекция должна руководствоваться положениями указанного постановления Конституционного Суда РФ и определять налоговую базу, исходя из ранее действовавшей оценки, а новая оценка будет действовать с 2016 года.
Представитель заинтересованного лица - департамента имущественных и земельных отношений Костромской области - А. возражала против удовлетворения заявления, поддержала позицию представителя администрации Костромской области.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области - К.В. в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, в отзыве на заявление указал /л.д. 113-114/, в ранее проведенных по делу судебных заседаниях пояснил, что считает заявление не подлежащим удовлетворению. Полагает, что новая кадастровая оценка, исходя из текста оспариваемого постановления, должна применяться при налогообложении за 2015 год. Налоговая инспекция будет применять эту оценку при налогообложении за 2015 год, а все возникшие вопросы решать в индивидуальном порядке через обращение заинтересованных лиц в налоговые органы. В случае обращения налогоплательщиков налог в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ будет пересчитываться по ранее действовавшей кадастровой оценке.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции по Костромской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в отзыве на заявление указал, что считает заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление принято в пределах компетенции администрации Костромской области, является актом земельного законодательства, к которому положения налогового законодательства применяться не могут.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, указав, что заинтересованности относительно предмета заявленных требований не имеет, разрешение дела оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Костромской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, в отзыве на заявление указал /л.д. 77-79/, что решение вопроса по существу заявленных требований оставляет на усмотрение суда. На филиал как на орган кадастрового учета в силу закона возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости земельных участков в строгом соответствии с утвержденными результатами. Письмом от 31.12.2014 № 16475 Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области направил в адрес филиала результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в том числе в составе земель населенных пунктов, которые были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.01.2015.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, оспариваемые пункты постановления подлежат признанию недействующими со дня принятия в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогообложения на 2015 год, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Аналогичные нормативные положения о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержатся в статьях 24.12, 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и нормах Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель".
Согласно статье 26 Закона Костромской области от 24.04.2008 № 300-4-ЗКО "Устав Костромской области" (далее - Устав Костромской области) администрация Костромской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Костромской области, наделенным собственной компетенцией (часть 1).
Администрация Костромской области осуществляет на всей территории Костромской области исполнительно-распорядительную деятельность по реализации полномочий Костромской области по предметам ведения Костромской области и полномочий Костромской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области (часть 3).
Полномочия администрации Костромской области устанавливаются федеральными законами, Уставом Костромской области и законами Костромской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти (часть 4).
Пунктами 6 и 6.1 части 2 статьи 28 Устава Костромской области установлено, что администрация Костромской области определяет исполнительные органы государственной власти Костромской области в качестве уполномоченных органов государственной власти в различных сферах государственного управления, если иное не установлено федеральным законодательством; осуществляет полномочия исполнительных органов государственной власти Костромской области, установленные федеральным законодательством и не отнесенные к полномочиям губернатора Костромской области, иных исполнительных органов государственной власти Костромской области, в соответствии с законодательством.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что администрация Костромской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Костромской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издает постановления, а также обеспечивает их исполнение. По вопросам, не требующим нормативного регулирования, администрация Костромской области издает распоряжения.
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона Костромской области от 18.07.2002 № 68-ЗКО "О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений" к полномочиям администрации Костромской области в сфере регулирования земельных отношений относится утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии со статьей 21 Закона Костромской области от 11.01.2007 № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответствующим нормативным правовым актом (часть 3).
Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов Костромской области осуществляется в порядке, установленном Уставом Костромской области, законами Костромской области, иными нормативными правовыми актами (часть 6).
Официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Северная правда", специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" (далее - официальные периодические печатные издания Костромской области) или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("Портал государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru), "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (часть 7).
Постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года № 543-а утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области /л.д. 105/.
Пунктом 2 названного постановления признано утратившим силу постановление администрации Костромской области от 28.10.2008 № 393-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области".
Пунктом 3 постановления установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2015 года.
Постановление опубликовано 30 декабря 2014 года путем размещения на сайте www.pravo.gov.ru./л.д. 108/.
Учитывая вышеприведенные нормативные положения, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято администрацией Костромской области в пределах предоставленных ей полномочий, форма (вид), в которой администрация вправе принимать нормативные правовые акты, соблюдена, нормативный правовой акт опубликован в установленном законом порядке.
Постановлением администрации Костромской области от 12.02.2015 № 45-а в пункт 3 оспариваемого постановления внесены изменения, исключены слова "и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2015 года". Данное постановление опубликовано в установленном законом порядке 12.02.2015 /л.д. 133, 134/.
Как следует из представленных документов, Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по <адрес> /л.д. 47/. Данный земельный участок приобретен ею по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у департамента имущественных и земельных отношений Костромской области /л.д. 48-49, 50, 51-53/.
До приобретения земельного участка в собственность Е. арендовала его на основании договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области. Кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ расчетным путем в размере <данные изъяты> руб. с применением удельного показателя кадастровой стоимости <данные изъяты> руб./кв. м, установленного постановлением администрации Костромской области от 28.10.2008 № 393-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области". Решением Арбитражного суда Костромской области от 31.03.2014 кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере рыночной <данные изъяты> рублей /л.д. 56-60/.
Оспариваемым постановлением кадастровая стоимость земельного участка утверждена в сумме <данные изъяты> руб. /л.д. 54. 55/.
Нормами Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65), а не земельным законодательством.
В главе 31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) содержатся нормы, регулирующие отношения по уплате земельного налога.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, в том числе на праве собственности (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 НК РФ). Налоговый период равен календарному году (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Нормами Земельного кодекса РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (статьи 65, 66).
Из указанного следует, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, несмотря на то, что они являются актами земельного законодательства, в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени закреплен в статье 5 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 1 данной нормы акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Это общее правило, которое распространяется на все акты законодательства о налогах и сборах. Так как нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков используются для целей налогообложения, то порядок их введения в действие для указанных целей должен соответствовать порядку, предусмотренному для актов законодательства, относящихся к законодательству о налогах и сборах, то есть соответствовать положениям статьи 5 НК РФ.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскмашина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности; нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога, начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Так как оспариваемое постановление влечет правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, то оно должно приниматься с соблюдением закрепленных в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. То есть в той части, в какой постановление порождает для граждан как налогоплательщиков правовые последствия, оно действует во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 оспариваемого постановления, с учетом внесенных в него изменений, оно вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 30.12.2014. Следовательно, утвержденная данным постановлением кадастровая оценка подлежит применению с указанной даты. Соответственно при исчислении земельного налога за 2015 год налоговая база по земельным участкам будет определяться как их кадастровая стоимость, утвержденная оспариваемым постановлением.
Таким образом, установленный пунктом 3 оспариваемого постановления порядок введения его в действие в той мере, в какой он допускает применение его для целей налогообложения в 2015 году, противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права заявителя как плательщика земельного налога.
В этой связи пункт 3 оспариваемого постановления в той мере, в какой он допускает применение для целей налогообложения на 2015 год утвержденных указанным постановлением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков подлежит признанию недействующим.
Заявитель просил признать недействующим данный пункт полностью. Однако оснований для этого не имеется, поскольку кадастровая стоимость используется не только для целей налогообложения, но и для иных целей (в частности, определение арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности). Нормами земельного законодательства, которые регламентируют порядок проведения кадастровой оценки и утверждения результатов кадастровой стоимости, специальный порядок вступления в силу таких актов не предусмотрен.
В соответствии со статьей 24.17 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Таким образом, порядок введения в действие оспариваемого постановления в части использования его для целей, не связанных с налогообложением, администрацией Костромской области не нарушен. Такие акты могут быть введены в действие после даты официального опубликования.
Требование о признании недействующим пункта 2 оспариваемого постановления также подлежит частичному удовлетворению. Поскольку в 2015 году в целях налогообложения вновь утвержденная кадастровая стоимость использоваться не может, для расчета налога должна применяться ранее действовавшая кадастровая стоимость. Следовательно, пункт 2 оспариваемого постановления подлежит признанию недействующим также в той мере, в какой он допускает применение для целей налогообложения на 2015 год утвержденных указанным постановлением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
Оснований для признания недействующим данного пункта полностью, без использованной оговорки, не имеется, поскольку для целей, не связанных с налогообложением, вновь утвержденная кадастровая оценка подлежит применению с момента введения ее в действие. Оснований для применения ранее действовавшей кадастровой оценки не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку согласно положениям Налогового кодекса РФ на момент рассмотрения дела у налогоплательщиков еще не наступила обязанность по уплате налога, то есть утвержденная оспариваемым постановлением кадастровая стоимость для целей налогообложения не применялась, то суд полагает необходимым признать оспариваемые положения постановления в той мере, в какой они допускают применение для целей налогообложения на 2015 год утвержденных указанным постановлением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, недействующими со дня вступления в силу постановления.
Доводы представителей заинтересованных лиц, приводимые в обоснование несогласия с заявленными требованиями, не могут быть признаны состоятельными.
Их утверждение о том, что оспариваемое постановление в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П, не может применяться для целей налогообложения в 2015 году, не исключает наличия противоречий между текстом оспариваемого акта и положениями статьи 5 Налогового кодекса РФ. Из смысла постановления следует, что оно в обязательном порядке должно применяться в целях налогообложения на 2015 год. Это подтвердил представитель Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области К.В., пояснивший, что налоговая инспекция при расчете налога будет руководствоваться новой кадастровой оценкой.
Для разрешения заявленных требований не имеет юридического значения то обстоятельство, что новая кадастровая оценка по некоторым категориям земельных участков уменьшилась по сравнению с действовавшей ранее.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Е. о признании недействующими пунктов 2 и 3 постановления администрации Костромской области от 22.12.2014 № 543-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области" удовлетворить частично.
Пункты 2 и 3 постановления администрации Костромской области от 22.12.2014 № 543-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области" признать недействующими со дня вступления в силу постановления в той мере, в какой они допускают применение для целей налогообложения на 2015 год, утвержденных указанным постановлением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
------------------------------------------------------------------