Решение Костромского областного суда от 02.03.2015 по делу N 3-16/15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области">



КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. по делу № 3-16/15

Костромской областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. и Ш. о признании недействующим Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области",

установил:

Н. и Ш. обратились в Костромской областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области".
Обосновывая требования, заявители указали, что, получив квитанции об оплате коммунальных услуг, они обнаружили новую услугу, получателем которой является некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Костромской области". Данная организация обратилась к потребителю с информацией о включении в платежный документ сведений о размере взноса на капитальный ремонт, региональном операторе, номере его банковского счета, банковских реквизитов и адресе. В платежных документах, выставленных Н. и Ш., указаны суммы <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно. Предложенный потребителю вид услуги, указанный в платежных документах, в обязательном порядке согласно части 3 статьи 4 Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами. Федеральным законодательством предусмотрено право выбора услуг потребителем. Нарушение прав граждан, которые не выбирали некоммерческую организацию в качестве управляющей компании, квалифицируется как самоуправство. В нарушение антимонопольного законодательства, пункта 1 статьи 22 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники жилья без основания лишены права своей волей и в своем интересе выбирать способ управления домом, устанавливать цену за управление и капитальный ремонт, что приводит к препятствию получения качественных услуг, установленных законом. Имеет место принудительный сбор средств за счет вмешательства государственного аппарата, потребитель вынужден платить за капитальный ремонт общего имущества дома управляющей компании и некоммерческой организации, не получая качественной услуги. Тем самым нарушен принцип равноправия субъекта, предусмотренный статьями 2 и 19 Конституции Российской Федерации. Навязанная, ненужная потребителю услуга на содержание некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Костромской области", не являющейся поставщиком жилищно-коммунальных услуг, в перечне обязательных работ ни в одном нормативном правовом акте, регулирующим эти услуги, не значится, федеральные законы не обязывают ее оплачивать. Таким образом, Закон Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО нарушает права человека и гражданина на свободу выбора предоставленной услуги, гарантированные гражданским законодательством. Статья 74 Конституции Российской Федерации не допускает установление сборов, что предусмотрено оспариваемым Законом в обязательном порядке. Нарушен принцип однократности сбора, так как за один вид работ взыскивают и управляющая компания, и фонд капитального ремонта. Они (заявители) являются собственниками жилых помещений, в их свидетельствах о регистрации права не указаны доли общедомового имущества, собственники не обязаны вносить плату в фонд капитального ремонта не за свою собственность. Изложенное свидетельствует о незаконности Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО. Кроме того, оспариваемый Закон, не опубликованный для всеобщего обозрения, применению не подлежит.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены губернатор Костромской области, администрация Костромской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области.
В судебном заседании Ш., ее представитель П. заявление поддержали по основаниям, в нем изложенным.
Дополнительно Ш. пояснила, что Закон Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Налоговому кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", статье 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Оспариваемым Законом установлено, что хозяйствующий субъект - фонд капитального ремонта, и гражданин обязан уплачивать ему взносы, но гражданин в силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации свободен в осуществлении своих прав и обязанностей, собственность граждан неприкосновенна, вмешательство в собственность недопустимо. Статья 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает принимать акты, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов. Закон Костромской области принят в нарушение данной нормы. Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Костромской области" создана незаконно, для извлечения прибыли. Плата за капитальный ремонт - это сбор, перечень сборов предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации, плата за общедомовое имущество в нем не предусмотрена. Установление сборов не отнесено к компетенции Костромской областной Думы, которая не наделена полномочиями по возложению на граждан обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт. Закон Костромской области противоречит Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", так как ограничивает право гражданина на оплату услуг по капитальному ремонту управляющей компании и право потребителя на выбор услуги. Незаконным возложением обязанности переводить деньги на счет фонда капитального ремонта нарушены ее личные и конституционные права, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Закон противоречит статье 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии с которой обязанность производить капитальный ремонт дома сохраняется за бывшим наймодателем. До приватизации ею жилого помещения жилой фонд не был отремонтирован. Кроме того, Закон Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО не может считаться опубликованным, его публикация в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" в количестве 280 экземпляров означает, что Закон не обнародован.
Н., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайствовала об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью. Ходатайство об отложении рассмотрения дела судом отклонено. В соответствии с частью 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Н.
В предварительном судебном заседании Н. поддержала заявление и доводы Ш.
Представитель Н. и Ш. - П., допущенная к участию в деле по устному ходатайству заявителей, дополнительно пояснила, что Закон Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО противоречит пункту 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. У заявителей нет общедомового имущества, в их свидетельствах о регистрации права доля в праве на общедомовое имущество не указана, а оспариваемый Закон обязывает их оплачивать капитальный ремонт общедомового имущества. Закон также противоречит статье 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Конституции Российской Федерации.
Представитель Костромской областной Думы П.Е., считая заявление необоснованным, просила оставить его без удовлетворения, пояснила, что Закон Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО принят в соответствии с нормами раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации регулировать вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах оплачивать взносы в фонд капитального ремонта предусмотрена частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации. Создание регионального оператора субъектом российской Федерации предусмотрено в статье 178 Жилищного кодекса Российской Федерации. Способ формирования фонда капитального ремонта может быть определен собственниками на общем собрании в соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Оспариваемый Закон опубликован в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" 29 ноября 2013 года в соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области".
Представитель губернатора Костромской области и администрации Костромской области С. заявленные требования не признал, поддержал доводы представителя Костромской областной Думы.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области К., полагая заявление не подлежащим удовлетворению, пояснила, что в части 3 статьи 4 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО воспроизведены положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому довод заявителей о неправомерности возложения на них обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме несостоятелен. Закон Костромской области № 449-5-ЗКО опубликован в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы", № 48 (463), 29 ноября 2013 года. Субъект Российской Федерации обеспечил возможность ознакомления неопределенного круга лиц с содержанием Закона. Закон прошел правовую экспертизу, он воспроизводит положения Жилищного кодекса Российской Федерации, ему не противоречит.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Р., полагавшей заявление Н. и Ш. не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Н. и Ш. на основании договоров приватизации жилищного фонда от 2 декабря 2002 года и 25 октября 2004 года соответственно являются собственниками квартир, находящихся в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы Костромской области.
14 ноября 2013 года Костромской областной Думой принят Закон Костромской области № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" (далее - Закон Костромской области № 449-5-ЗКО).
25 ноября 2013 года данный Закон подписан губернатором Костромской области.
Текст Закона Костромской области № 449-5-ЗКО официально опубликован в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы", № 48 (463), 29 ноября 2013 года, и вступил в силу согласно статье 27 Закона через десять дней после дня его официального опубликования.
20 февраля 2014 года Костромской областной Думой в Закон Костромской области № 449-5-ЗКО Законом Костромской области № 495-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", подписанным губернатором Костромской области 28 февраля 2014 года, опубликованным в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы", № 10 (477), 7 марта 2014 года, внесены изменения. В соответствии со статьей 2 Закона Костромской области № 495-5-ЗКО данный документ вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования.
28 января 2015 года Костромской областной Думой в Закон Костромской области № 449-5-ЗКО Законом Костромской области № 636-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", подписанным губернатором Костромской области 4 февраля 2015 года, опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 февраля 2015 года, внесены изменения. В соответствии со статьей 2 Закона Костромской области № 636-5-ЗКО данный документ вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования.
На основании пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166-191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, о порядке его деятельности.
В приведенной федеральной норме также предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, устанавливать порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам, порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 поименованного Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений, кроме этого, устанавливать порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Кодексом, порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Таким образом, приведенными положениями на законодательный орган субъекта Российской Федерации возложена обязанность по принятию нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, утепление и ремонт фасада, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ (часть 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 4 этой же нормы).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Устава Костромской области Костромская областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Костромской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 16 Устава Костромской области законом Костромской области регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Костромской области к ведению и полномочиям Костромской области.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО к полномочиям Костромской областной Думы относится принятие законов и иных нормативных правовых актов Костромской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и осуществление контроля за их исполнением.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Костромская областная Дума, принимая оспариваемый Закон, действовала в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодателем субъекту Российской Федерации.
Из содержания статьи 1 Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО (в редакции Закона Костромской области № 495-5-ЗКО, № 636-5-3КО) следует, что он регулирует отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области.
Закон регламентирует:
полномочия органов государственной власти Костромской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (статья 3);
порядок установления минимального размера взноса на капитальный ремонт, круг лиц, обязанных его уплачивать, срок и порядок возникновения такой обязанности (статья 4);
способы формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (статья 5);
особенности уплаты взносов на капитальный ремонт (статья 6);
порядок учета фондов капитального ремонта, осуществления контроля за формированием фонда капитального ремонта, использования средств фонда капитального ремонта (статьи 7, 8, 9);
меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (статья 10);
порядок подготовки, утверждения и актуализации региональной программы капитального ремонта, краткосрочных планов ее реализации, требования к региональной программе капитального ремонта, которая формируется на срок 30 лет (статьи 11, 12, 13);
порядок осуществления мониторинга технического состояния многоквартирных домов (статья 15);
порядок принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статья 16);
порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 18);
порядок приемки услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (статья 19);
статус, функции и порядок деятельности регионального оператора (глава 5), а также иные положения, необходимые для организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области.
В частности, в силу частей 3 и 4 статьи 4 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взносы на капитальный ремонт), за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, в размере, установленном в соответствии с частью 1 настоящей статьи, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Доводы заявителей о том, что оспариваемым Законом на них незаконно возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка (часть 2).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Таким образом, каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с тем, как это сформулировано в статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, оспариваемый Закон Костромской области на собственников помещений в многоквартирном доме не возлагает, он согласуется с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Суд не усматривает противоречия регионального закона статье 16 Закона Российской Федерации от 7 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которой предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта, поскольку имеются специальные нормы, регулирующие правоотношения по формированию фонда капитального ремонта и по уплате взносов на капитальный ремонт.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусмотрел правовых оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в домах, которым требовался капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения.
Кроме того, частью 2 ст. 14 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО, полностью согласующейся с предписаниями части 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрена необходимость установления в региональной программе капитального ремонта проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта, в первоочередном порядке.
Ссылка заявителей на то, что Закон Костромской области № 449-5-ЗКО противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой гражданские права могут быть ограничены лишь на основании федерального закона, не обоснована, так как обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт предусмотрена, в том числе, и федеральным законом.
Довод заявителей о противоречии оспариваемого Закона пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не состоятелен. Данная норма утратила силу со дня вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 "О защите конкуренции".
Суд не усматривает также противоречия оспариваемого Закона Налоговому кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Взносы в фонд капитального ремонта, предусмотренные оспариваемым Законом, не обладают признаками сбора, указанными в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, их установление регулируется жилищным, а не налоговым законодательством. В этой связи довод заявителей о том, что Костромская областная Дума превысила свои полномочия, приняв Закон, обязывающий собственников помещений в многоквартирном доме уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не отнесенные Налоговым кодексом Российской Федерации к налоговым сборам, нельзя признать обоснованным.
Ссылка заявителей на то, что оспариваемый Закон противоречит статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как обязывает собственников уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества, в то время как в установленном порядке права собственников на долю в общем имуществе не зарегистрированы, а потому они не должны уплачивать взносы на капитальный ремонт, не состоятельна.
В статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации содержатся общие положения о государственной регистрации недвижимости, ею не регулируются отношения, связанные с определением доли в праве на общее имущество в многоквартирных домах и с капитальным ремонтом общего имущества в таких домах.
В то же время право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, поэтому собственники несут бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Таким образом, доли собственников в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества предусмотрены федеральным законодательством, которому оспариваемый региональный Закон не противоречит и права собственников квартир не нарушает.
Согласно статье 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете. Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения. Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение.
Из данной нормы следует, что взносы на капитальный ремонт не являются оплатой за оказанную коммунальную услугу по проведению капитального ремонта, а представляют собой денежные средства собственника, находящиеся на специальном счете, в связи с чем доводы заявителей о том, что оспариваемым Законом на них возложена обязанность по оплате услуг некоммерческой организации, которую они не выбирали в качестве управляющей организации, не обоснованы.
Учитывая, что вопросы по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются жилищным и гражданским законодательством, суд считает несостоятельной ссылку заявителей на противоречие Закона Костромской области № 449-5-ЗКО Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей".
Доводы о незаконности создания некоммерческой организации (регионального оператора) также являются необоснованными.
Пунктом 3 части 2 статьи 3 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО предусмотрено создание некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (регионального оператора).
Создание регионального оператора отнесено к полномочиям администрации Костромской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 2 статьи 3 Закона).
Положения оспариваемого Закона о создании некоммерческой организации (регионального оператора) соответствуют требованиям приведенной выше статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требованиям части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Довод заявителей о том, что оспариваемым Законом они лишены права выбирать способ управления домом, устанавливать цену за управление и капитальный ремонт, не обоснован.
Согласно части 2 статьи 20 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО статус, функции, полномочия, цели и порядок деятельности регионального оператора определяются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", настоящим Законом и нормативными правовыми актами Костромской области.
К основным функциям регионального оператора часть 6 статьи 20 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО относит:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе средств государственной поддержки, муниципальной поддержки;
4.1) финансирование за счет средств областного бюджета расходов по расчету (перерасчету), учету, формированию, печати и доставке платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт (услуги биллинга) собственникам помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора и специальных счетах, владельцем которых определен региональный оператор, а также экспертизы при приемке выполненных работ (в случае возникновения разногласий по качеству выполненных работ), государственной экспертизы проектной документации объектов культурного наследия регионального значения в случае, если региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
5) взаимодействие с органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также реализации программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности и энергосбережения функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Приведенная норма соответствует положениям статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей функции регионального оператора.
Управление многоквартирным домом ни Законом Костромской области № 449-5-ЗКО, ни Жилищным кодексом Российской Федерации не отнесено к функциям регионального оператора.
Кроме того, согласно части 2 статьи 5 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу части 3 статьи 5 Закона Костромской области № 449-5-ЗКО владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
2) осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
3) управляющая организация.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 4).
Данное положение оспариваемого Закона согласуется с требованиями части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора, а также требованиями статьи 175.3 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Таким образом, право собственников помещений в многоквартирном доме на принятие решения о выборе способов формирования фонда капитального ремонта и выборе регионального оператора оспариваемым Законом не ограничено.
Довод заявителей о том, что оспариваемый Закон не опубликован, является несостоятельным.
В силу части 2 статьи 12 Устава Костромской области общий порядок подготовки, оформления, внесения, опубликования, действия и толкования законодательных актов Костромской области и иных нормативных правовых актов Костромской области устанавливается законом Костромской области.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов Костромской области осуществляется в порядке, установленном Уставом Костромской области, законами Костромской области, иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 7 статьи 21 Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Северная правда", специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("Портал государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru), "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Как указано выше, впервые полный текст Закона Костромской области № 449-5-ЗКО был опубликован в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы", № 48 (463), 29 ноября 2013 года.
Изменения, внесенные в Закон Костромской области № 449-5-ЗКО Законом Костромской области № 495-5-ЗКО, опубликованы в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП нормативные документы", № 10 (477), 7 марта 2014 года.
Изменения, внесенные в Закон Костромской области № 449-5-ЗКО Законом Костромской области № 636-5-3КО, опубликованы на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Согласно части 8 статьи 21 Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" официальными считаются тексты законов и иных нормативных правовых актов Костромской области, которые были опубликованы в официальных периодических печатных изданиях Костромской области или размещены на "Портале государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru), "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), в электронном периодическом издании "Эталонный банк правовой информации "Законодательство России", включающем базу данных "Банк правовых актов Костромской области" в составе интегрированного полнотекстового банка правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) "Законодательство России", распространяемом в машиночитаемом виде федеральным органом государственной охраны (далее - электронное периодическое издание).
Таким образом, оспариваемый Закон является официально опубликованным.
Довод заявителей о том, что публикация Закона осуществлена в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы", вышедшем в количестве 280 экземпляров, недостаточном для всеобщего обозрения, а потому не может считаться официальной публикацией, основан на ошибочном понимании Закона.
Доводы о противоречии Закона Костромской области № 449-5-ЗКО Конституции Российской Федерации судом не проверяются, поскольку в силу пункта "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации проверка конституционности законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Суд общей юрисдикции не вправе осуществлять проверку оспариваемого акта на соответствие Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Анализ Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" (в редакции Законов Костромской области от 28 февраля 2014 года № 495-5-ЗКО и от 4 февраля 2015 года № 636-5-3КО) во взаимосвязи с приведенными выше статьями Жилищного кодекса Российской Федерации, иным федеральным законодательством, позволяет суду прийти к выводу о том, что региональный Закон, будучи направленным на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, не может расцениваться как нарушающий права граждан.
Предусмотренные статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации правомочия общего собрания собственников в многоквартирных домах по принятию решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, по принятию решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, по другим вопросам, отнесенным Жилищным кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не ограничены положениями Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемый Закон Костромской области № 449-5-ЗКО принят Костромской областной Думой в пределах ее полномочий, федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав заявителей не нарушает, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Н. и Ш. требований.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Н. и Ш. о признании недействующим Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Костромской областной суд.


------------------------------------------------------------------