Приказ Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 02.03.2015 N 26 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2015-2017 годы"



ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 2 марта 2015 г. № 26

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КООПЕРАЦИИ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015-2017 ГОДЫ"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", от 19 июня 1992 г. № 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановлением администрации Костромской области от 21 ноября 2011 года № 442-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области", в целях создания эффективного агропромышленного комплекса, обеспечивающего сбалансированное развитие Костромской области и устойчивое повышение его экспортного потенциала, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2015-2017 годы".
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Директор департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
С.В.ИВАНОВ





Приложение

Утверждена
приказом
директора департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
от 2 марта 2015 года № 26

Ведомственная целевая программа
"Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации
в Костромской области на 2015-2017 годы"

Глава 1. ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы (далее - Программа)
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области
Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы"
Должностное лицо, утвердившее Программу, реквизиты соответствующего нормативного правового акта
Директор департамента агропромышленного комплекса Костромской области Иванов С.В., приказ от "___" ___________ 2015 года № ___
Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов.
Задачи Программы:
развитие действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, создание новых и их комплексное развитие;
обновление и модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Перечень мероприятий Программы
Предоставление грантов на развитие материально-технической базы кооперативов.
Проведение ежеквартально обучающих семинаров, курсов.
Сроки реализации Программы
2015-2017 гг.
Объемы и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования программных мероприятий - 765 052,7 тыс. руб.,
в том числе: федеральный бюджет - 402 063,0 тыс. руб.,
областной бюджет - 56 909,0 тыс. руб., внебюджетные источники - 306 080,7 тыс. руб.
В том числе по годам реализации:
2015 год: общая сумма - 201 682,7 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 105 992,0 тыс. руб., областной бюджет - 15 000,0. тыс. руб., внебюджетные источники - 80 690,7 тыс. руб.;
2016 год: общая сумма - 263 663,3 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 138 566,0 тыс. руб., областной бюджет - 19 614,0 тыс. руб., внебюджетные источники - 105 483,3 тыс. руб.;
2017 год: общая сумма - 299 706,7 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 157 505,0 тыс. руб., областной бюджет - 22 295,0 тыс. руб., внебюджетные источники - 119 906,7 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты Программы
К 2017 году достигнет:
количество созданных постоянных рабочих мест - 65 чел;
количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ Костромской области, развивающих свою материально-техническую базу - 6 ед., в том числе:
2015 год - 2 ед.;
2016 год - 2 ед.;
2017 год - 2 ед.

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ
КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

1. Ведомственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2015-2017 годы" направлена на повышение качества жизни сельского населения за счет диверсификации сельской экономики.
2. Через сельскохозяйственные потребительские кооперативы отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители смогут поставлять продовольствие высокого качества в крупные торговые сети, на региональные и межрегиональные рынки.
3. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации является важнейшим механизмом повышения эффективности производства, вовлечения в экономический оборот высвободившейся в процессе интенсификации производства рабочей силы, социальной стабильности в обществе. Объединение товаропроизводителей на условиях кооперации приобретает особую актуальность в условиях членства России в ВТО.
4. Региональные условия, инновационный характер деятельности государственных и частных структур дают хорошие предпосылки для улучшения социально-экономических условий для организации и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, совершенствования и расширения действующего механизма государственной поддержки, увеличения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет их активного участия в кооперативной деятельности.
5. Являясь многоотраслевой структурой, потребительская кооперация осуществляет розничную торговлю и общественное питание на селе, заготовительную и перерабатывающую деятельность, бытовое обслуживание населения, решение социальных задач на селе.
6. Значительную роль в формировании потребительской кооперации сыграла реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
7. Меры по государственной поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации позволят начать процесс систематического кооперативного строительства.
8. Участниками Программы являются действующие и создаваемые сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие, сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые и заготовительные кооперативы, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей, или потребительские общества, если 70 процентов их выручки формируется за счет осуществления видов деятельности аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции (далее - кооперативы).
9. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в области занимаются сбытом, хранением, сушкой и транспортировкой продукции, заготовкой кормов, заготовкой и поставкой членам кооператива средств производства, удобрений, запасных частей, нефтепродуктов, оказывают услуги по техническому обслуживанию машин для сельского хозяйства и другими видами деятельности. Производят вспашку почвы в близлежащих сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, занимаются кредитованием членов и ассоциированных членов кооператива. Занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, сбором молока у населения и сельскохозяйственных предприятий.
Данная Программа является программно-целевым инструментом подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы" и вносит вклад в увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с российским законодательством процесс кооперации осуществляется через создание юридических лиц - кооперативов.
Кооперативы различных видов, создаваемые на сельских территориях, решают задачи обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения своих членов продукцией производственного и бытового назначения (потребительские общества), обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Таким образом, развитие сельской кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности сельского населения и, в конечном счете, устойчивого развития сельских территорий.
10. В настоящее время на территории Костромской области зарегистрировано 39 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 11 снабженческо-сбытовых, 6 - перерабатывающих, 4 - кредитных и 18 - обслуживающих. Удельный вес работающих кооперативов в области составляет 74,4%. Наибольшее количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов насчитывалось в 2009 году - 49 кооперативов.

Таблица 1

Количество сельскохозяйственных
потребительских кооперативов

Форма кооперации
Зарегистрировано кооперативов, ед.
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год (оценка)
всего
в т.ч. работающих
% от всего
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, всего, единиц
в том числе:
39
49
43
44
35
33
39
29
74,4
снабженческо-сбытовые
14
16
14
15
10
6
11
6
54,5
перерабатывающие
7
7
7
7
4
6
6
5
83,3
обслуживающие
11
17
16
16
17
17
18
15
83,3
кредитные
7
9
6
6
4
4
4
3
75,0

11. В 2010 году наблюдается наибольший объем выручки, полученной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами от продажи товаров, продукции, работ и услуг. В целях развития материально-технической базы потребительскими кооперативами Костромской области в 2008 году было привлечено 113 697,0 тыс. рублей кредитов и займов.
12. Однако ввиду недостаточности и неэффективности государственной поддержки и государственного регулирования сельского хозяйства и сельскохозяйственной потребительской кооперации с 2011 года наблюдается спад в развитии кооперативных отношений.
Сокращается прирост выручки, так в 2013 году по сравнению с 2008 годом выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг сократилась на 13%. Ежегодно наблюдается динамика снижения привлеченных потребительскими кооперативами кредитов и займов.

Таблица 2

Анализ состояния деятельности сельскохозяйственных
потребительских кооперативов Костромской области


2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 (оценка)
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. рублей
100 697,0
99 792,0
156 533,0
95 540,0
90 323,0
87 200,0
90 000,0
Привлечено кредитов и займов, тыс. рублей
113 697,0
10 280,0
20 549,0
6 513,0
5 000,0
2 000,0
1 000,0
Получено средств из бюджетов всех уровней, тыс. рублей
24 622,00
8 350,00
2 716,00
3 312,00
2 815,00
4789,0
3 080,0
в том числе из федерального бюджета
14 428,00
4 834,00
2 304,00
2 554,00
1 505,00
3339,0
2 280,0
из областного бюджета
10 194,00
3 516,00
412,00
758,00
1 310,00
1430,0
800,0

13. Основными проблемами, сдерживающими создание и развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Костромской области являются:
- спад производства сельскохозяйственной продукции;
- слабая материально-техническая база кооперативов;
- низкий уровень племенного животноводства;
- неудовлетворительное состояние семеноводческой отрасли;
- нехватка квалифицированных кадров на селе.
14. Системный и взаимосвязанный характер актуальных проблем дальнейшего развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области требует их решения на принципах программно-целевого метода государственного управления, предусматривающих формулирование системы целей, задач и целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, разработку механизма управления Программой.

Глава 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

15. Целью Программы является создание условий для развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) развитие действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, создание новых и их комплексное развитие;
2) обновление и модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
16. Сроки реализации программы: 2015-2017 годы.

Глава 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

17. Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета, которые утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Общая потребность в финансировании программных мероприятий по источникам финансирования представлена в таблице 3.

Таблица 3

Общая потребность в финансировании программных
мероприятий по источникам

Источники финансирования
2015 год
2016 год
2017 год
2015-2017 годы
Общий объем финансирования программных мероприятий, тыс. руб.
201 682,7
263 663,3
299 706,7
765 052,7
в том числе:
Федеральный бюджет, тыс. руб.
105 992,0
138 566,0
157 505,0
402 063,0
Областной бюджет, тыс. руб.
15 000,0
19 614,0
22 295,0
56 909,0
Внебюджетные источники, тыс. руб.
80 690,7
105 483,3
119 906,7
306 080,7

18. Финансирование Программы из областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в виде грантов на развитие материально-технической базы кооператива.
Приоритетной для получения государственной поддержки в форме гранта является деятельность кооперативов по сбору, приему, хранению, подработке, предпродажной подготовке, сортировке, переработке различной глубины, одного или нескольких видов сельскохозяйственной продукции:
продукции мясного животноводства, включая убойные цеха;
молока;
картофеля и овощей;
ягод, фруктов и дикоросов.
Финансирование Программы из федерального бюджета осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств.
В качестве внебюджетных источников финансирования подразумевается привлечение собственных и заемных средств.

Глава 5. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

19. Программой предусмотрен комплекс мероприятий государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации, который будет способствовать привлечению внебюджетных источников финансирования и обеспечит решение задач по обеспечению условий для создания и модернизации сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые занимаются заготовкой, транспортировкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями Костромской области.
Общий перечень программных мероприятий представлен в приложении 1.
Программой предусмотрен комплекс мероприятий по стимулированию развития кооперативов:
Грант на развитие материально-технической базы кооперативов представляет собой средства, передаваемые из бюджета Костромской области на счет кооператива, открытый в Российской кредитной организации, для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы".
Участник Программы может направить грант на следующие цели:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации производственных зданий, строений, помещений, цехов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки сельскохозяйственной продукции, убоя, первичной переработки и охлаждения мяса, рыбы и птицы, подготовки к реализации сельскохозяйственной продукции;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов кооперативов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке сельскохозяйственной продукции, убою, первичной переработке и охлаждению мяса, рыбы и птицы, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции, включая приобретение специальной техники для строительства и обслуживания кооперативов;
приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных зданий, строений, помещений, цехов, оснащение лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой, перерабатываемой и т.д.) продукции и проведения государственной ветсанэкспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции), предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки сельскохозяйственной продукции, убоя, первичной переработки и охлаждения мяса, рыбы и птицы, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
уплату части взносов (не более 8% от общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств для хранения, подработки, переработки, сортировки сельскохозяйственной продукции, убоя, первичной переработки и охлаждения мяса, рыбы и птицы, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки и транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
приобретение грузовых, специальных и специализированных транспортных средств, прицепов, фургонов, полуприцепов, вагонов, модулей, контейнеров для обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Конкурсная комиссия утверждает подробный план расходов кооператива.
План расходов является частью бизнес-плана кооператива и представляет собой ту часть расходов кооператива, которая софинансируется за счет гранта. Каждая статья плана расходов подлежит одновременному финансированию за счет гранта и собственных средств в соотношении: не более 60% за счет гранта и не менее 40% за счет собственных средств кооператива.
В случае необходимости внесения изменений в план расходов указанные изменения согласовываются с конкурсной комиссией. При этом не допускается, чтобы изменения привели к снижению мощности проекта.
Расходование кооперативом полученного гранта на развитие материально-технической базы осуществляется в соответствии с утвержденным планом расходов в течение 18 месяцев.
Участники Программы ежеквартально представляют в департамент агропромышленного комплекса Костромской области отчет о целевом расходовании средств гранта на развитие материально-технической базы по форме, установленной департаментом агропромышленного комплекса Костромской области.
Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляет департамент агропромышленного комплекса Костромской области.
В случае нецелевого использования участником Программы полученного гранта на развитие материально-технической базы кооператива средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участники Программы могут принимать участие во всех других мероприятиях государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы". При этом участник не может софинансировать одни и те же затраты за счет государственных средств и (или) участия в разных программах, не допускает двойного финансирования одних и тех же затрат за счет любого уровня бюджетов.
Участники Программы принимают участие в подготовке и проведении региональных и всероссийских съездов сельских кооперативов, научно-практических конференциях по направлениям деятельности кооперативов, тематических выставках, а также ставят своей целью постоянное повышение уровня образования членов кооперативов путем проведения консультаций и образовательных курсов по повышению квалификации кооперативных кадров.
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области оказывает содействие участникам Программы обеспечивая им доступ к учебным программам на базе подведомственных аграрных образовательных учреждений, консультационную поддержку участникам Программы.
Поддержка предоставляется только сельскохозяйственным потребительским кооперативам, присоединившимся к ревизионным союзам, и потребительским обществам, входящим в состав Центросоюза Российской Федерации, что будет обеспечивать как исполнение требований законодательства о сельскохозяйственной кооперации, так и контроль в части целевого и эффективного использования государственных средств поддержки. Это также позволит осуществлять оперативный мониторинг развития сельскохозяйственной кооперации, проводить профилактику нарушений законодательства руководством кооперативов, организовывать на базе ревизионных союзов обучение и консультирование для руководства и членов кооперативов.
Проведение обучающих семинаров, курсов с руководителями кооператива и членами кооператива.

Мероприятие предполагает проведение обучающих семинаров с руководителями и членами потребительского кооператива с целью изучения порядка и условий участия в ведомственной целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2005-2017 годы" и о возможностях участия в мероприятиях государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы".

Глава 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

20. Механизм реализации Программы представляет собой согласованные по срокам и направлениям действия департамента АПК, конкретные мероприятия, ведущие к достижению поставленных целей.
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области в ходе реализации Программы:
1) осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы, в том числе с выездом на место, организует ведение отчетности по Программе и обеспечивает ее представление соответствующим органам государственной власти;
2) обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием бюджетных средств сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
3) обеспечивает подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы на очередной финансовый год;
4) осуществляет мониторинг результатов реализации Программы;
5) подготавливает проекты приказов департамента агропромышленного комплекса Костромской области о внесении изменений в Программу;
6) проводит оценку эффективности реализации Программы.
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области организует размещение в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий и других материалов.
Порядок, условия предоставления грантов, а также, критерии отбора кооперативов устанавливаются постановлением администрации Костромской области.
Составной частью механизма финансирования является выделение средств из федерального бюджета на запланированные мероприятия.
21. В целях подтверждения использования бюджетных средств руководитель кооператива представляет в департамент агропромышленного комплекса Костромской области отчет о целевом расходовании средств гранта в соответствии с порядком, утверждаемым постановлением администрации Костромской области, и заключенным между департаментом агропромышленного комплекса Костромской области и руководителем кооператива Соглашением о предоставлении гранта.

Глава 7. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ, СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

22. Основным результатом реализации Программы является развитие взаимосвязанных звеньев единого технологического процесса: от производства сырья до сбыта готовой (подготовленной и (или) переработанной) сельскохозяйственной продукции посредством объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей в кооперативы.
Непосредственным результатом от реализации мероприятия по грантовой поддержке сельскохозяйственных кооперативов на развитие материально-технической базы является рост количества перерабатывающих и сбытовых кооперативов, рост количества рабочих мест в сельской местности, закрепление кадров на селе и стабилизация численности сельского населения.
Создание и развитие материально-технической базы 6 кооперативов в 2015-2017 годах позволит:
1) обеспечить за счет участия в работе кооперативов доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к современным технологиям хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
2) снизить финансовые потери сельскохозяйственных производителей, не имеющих производственной базы для хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, за счет снижения непроизводственных потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3) стимулировать производство качественной сельскохозяйственной продукции;
4) повысить конкурентоспособность деятельности малых форм хозяйствования на рынке сельскохозяйственной продукции;
5) увеличить доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;
6) создать условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности;
7) получить социальный эффект в виде повышения занятости сельского населения в малых формах хозяйствования, в том числе в личных подсобных хозяйствах, и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
23. Экономический эффект реализации мероприятий Программы будет заключаться в повышении устойчивости и развитии экономики региона, обеспечении экономического роста, привлечении инвестиций, повышении производительности труда, освоении собственной ресурсной базы области и привлечении дополнительных финансовых ресурсов в регион, в том числе за счет более активного участия в реализации федеральных целевых программ, повышении эффективности расходования бюджетных средств.
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Итоги реализации Программы (целевые индикаторы) приведены в таблице 4.

Таблица 4

Целевые индикаторы Программы

7N
Показатели
Ед. изм.
2013 год (факт)
2014 год (оценка)
2015 год
2016 год
2017 год
1
Количество сельскохозяйственных кооперативов и потребительских обществ Костромской области, развивающих свою материально-техническую базу
Ед.
0
0
2
2
2
2
Количество созданных постоянных рабочих мест
Чел.
0
0
20
22
23

24. Анализ динамики целевых индикаторов Программы показывает, что осуществление программных мероприятий обеспечит увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств, малых и средних сельскохозяйственных организаций.
Будут уменьшены негативные последствия, связанные с сокращением поголовья сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, благодаря гарантированной приемке и реализации выращенной ими продукции.
Количество кооперативов, реализовавших проекты развития своей материально-технической базы, составит 6 ед. В зависимости от направления деятельности кооператива предполагается создание новых рабочих мест от 5 до 10 в расчете на один кооператив (преимущественно вновь создаваемыми кооперативами) и 65 рабочих мест в целом в ходе реализации Программы.
Предполагается, что основу членской базы кооперативов по сбору, приему, хранению, подработке, предпродажной подготовке, сортировке, переработке различной глубины мяса, молока, картофеля и овощей составят субъекты малого предпринимательства.
25. Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению и рациональному использованию природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
26. К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, в том числе за счет средств областного бюджета, что не позволит своевременно ввести в строй основные фонды кооперативов;
критическое падение цен на продовольственные товары, в том числе за счет поступлений импортной продукции;
рост цен на строительные материалы, технику и оборудование сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Указанные риски являются форс-мажорными и не зависят от деятельности кооператива. В этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
27. Для устранения или уменьшения рисков необходимо:
1) своевременное финансирование программных мероприятий;
2) государственное регулирование цен в Российской Федерации;
3) привлечение альтернативных поставщиков и покупателей готовой продукции;
4) информационная и методическая поддержка проводимых мероприятий.

Глава 8. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

28. При расчете эффективности реализации Программы используются основные целевые показатели и коэффициенты их весомости.

Таблица 5

Основные целевые индикаторы Программы
и коэффициенты их весомости

Наименования индикаторов
Коэффициент весомости
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ Костромской области, развивающих свою материально-техническую базу
0,5
Количество созданных постоянных рабочих мест
0,5
ИТОГО
1,0

Оценка эффективности реализации Программы (Эп) за отчетный период проводится на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период по следующей формуле:



где:
Кспк(Ф) - количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ Костромской области, развивающих свою материально-техническую базу с помощью государственной поддержки (фактический показатель);
Кспк(п) - количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ Костромской области, развивающих свою материально-техническую базу с помощью государственной поддержки (плановый показатель);
Крм(Ф) - количество созданных постоянных рабочих мест (фактический показатель);
Крм(п) - количество созданных постоянных рабочих мест (плановый показатель).
При значении показателя эффективности до 50 процентов эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 50 процентов до 85 процентов - средней, свыше 85 процентов - высокой.

Глава 9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

29. Реализация Программы предусматривает целевое использование бюджетных средств, в соответствии с поставленными задачами, регулярное проведение мониторинга достигаемых результатов и оценки эффективности расходования бюджетных средств.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств Программы осуществляется ежегодно департаментом агропромышленного комплекса Костромской области исходя из степени достижения показателя результативности, определенного в соглашении между администрацией Костромской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и определяется на основании соответствия прироста числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе значению показателя, определенного в соглашении.
30. Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы будет проводиться по годам. Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы ведомственной отчетности.
31. Для оценки эффективности расходования бюджетных средств используется количественный и качественный методы.
Количественный метод:
оценка достижения показателя результативности проводится на основе анализа информации, указанной в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности.
Качественный метод:
достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
32. Эффективность расходования бюджетных средств Программы (Эбс) оценивается на основе сопоставления степени достижения целевых показателей Программы и полноты использования запланированных средств по следующей формуле:



где:
R - степень достижения целевых показателей Программы.
Расчет производится на основе сопоставления фактических величин с плановыми:



где:
D - полнота использования бюджетных средств Программы.
Расчет показателя полноты использования средств определяется соотношением исполнения расходов по Программе в отчетном году с плановыми:



где:
D(ф) - исполнение расходов по Программе;
D(n) - плановый объем средств по Программе.
Вывод об эффективности (неэффективности) расходования бюджетных средств Программы определяется на основании следующих критериев:

Вывод об эффективности (неэффективности) расходования бюджетных средств Программы
Значение критерия
Неэффективная
Менее 75%
Уровень эффективности удовлетворительный
от 75% до 89%
Эффективная
от 90% до 100%
Высокоэффективная
Более 100%





Приложение № 1
к Ведомственной целевой программе
"Развитие сельскохозяйственной
потребительской кооперации в
Костромской области на 2015-2017 годы"

Перечень программных мероприятий

Мероприятие
Ответственный исполнитель
Срок реализации мероприятий, годы
Источники финансирования мероприятий
Объемы финансирования мероприятий, тыс. руб.
2015
2016
2017
2015-2017 годы
Предоставление грантов на развитие материально-технической базы кооперативов
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области
2015-2017
Федеральный бюджет
105 992,0
138 566,0
157 505,0
402 063,0
Областной бюджет
15 000,0
19 614,0
22 295,0
56 909,0
Внебюджетные источники
80 660,7
105 453,3
119 866,7
305 980,7
Итого
201 652,7
263 633,3
299 666,7
764 952,7
Проведение ежеквартально обучающих семинаров, курсов
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области
2015-2017
Федеральный бюджет
0
0
0
0
Областной бюджет
0
0
0
0
Внебюджетные источники
30
30
40
100
Итого
30
30
40
100
Общий объем финансирования программных мероприятий
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области
2015-2017
Федеральный бюджет
105 992,0
138 566,0
157 505,0
402 063,0
Областной бюджет
15 000
19 614,0
22 295,0
56 909,0
Внебюджетные источники
80 690,7
105 483,3
119 906,7
306 080,7
Итого
201 682,7
263 663,3
299 706,7
765 052,7


------------------------------------------------------------------