Постановление Администрации Костромской области от 27.10.2015 N 389-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2015 г. № 389-а

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 11 декабря 2008 года № 437-а "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Костромской области", рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, администрация Костромской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области, структурных подразделений администрации Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов по курируемым сферам деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.
4. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 14 октября 2014 года № 417-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ





Приложение

Одобрен
постановлением
администрации
Костромской области
от 27 октября 2015 г. № 389-а

ПРОГНОЗ
социально-экономического развития Костромской области
на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Костромской области от 7 июля 2015 года № 722-5-ЗКО "О стратегическом планировании в Костромской области", постановлением администрации Костромской области от 11 декабря 2008 года № 437-а "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Костромской области", на основе сценарных условий развития экономики и социальной сферы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с учетом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года", итогов развития Костромской области в январе-августе 2015 года, информации крупных предприятий и организаций Костромской области по оценке текущего года и перспектив развития на 2016-2018 годы.

Раздел I. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

По данным Росстата валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 2013 год (2 оценка) увеличился на 2,3% к предыдущему году и составил 143,1 млрд. рублей.
В структуре валового регионального продукта 32,9% занимает промышленное производство; 17,5% - оптовая и розничная торговля; 8,7% - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 7,1% - транспорт и связь.
В 2014 году ВРП оценивается в объеме 154,0 млрд. рублей. Темпы роста экономики региона (100,4% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах), как и России в целом, резко замедлились.
Основным фактором замедления динамики ВРП стало замедление темпов роста розничного товарооборота, спад объемов выполненных работ в строительной отрасли. На экономическое развитие области в 2014 году оказали влияние негативные ожидания хозяйствующих субъектов, обусловленные введением санкций США и Евросоюза против России, рост стоимости заемных средств. Невысокий рост ВРП обеспечен динамикой валового накопления, темпы роста инвестиций в основной капитал составили 119,8%.
В 2014 году промышленное производство сохранено на уровне 2013 года. Выпуск продукции обрабатывающих производств снижен на 2,3% преимущественно за счет машиностроения (сложности с поставкой комплектующих, сбытом) и текстильного производства (отсутствие крупного госзаказа). В то же время производство и распределение электроэнергии, газа и воды увеличилось на 6,2%, добыча полезных ископаемых - на 22,2%.
В 2014 году объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств сохранен на уровне 2013 года. Производство продукции растениеводства увеличилось на 7,1%, производство продукции животноводства снизилось на 6,0% по причине сокращения поголовья сельскохозяйственных животных, удорожания кормов.
Несмотря на низкий уровень безработицы, рост заработной платы замедлился: со 111,6% в 1 квартале 2014 года до 108,9% по итогам года.
В 2014 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 1,4%. Доля населения, проживающего за чертой бедности, сократилась с 14% в 2013 году до 13,5% в 2014 году.
Потребительский спрос последние годы являлся одним из основных факторов, поддерживающих рост экономики. Вместе с тем замедление роста заработной платы и доходов населения все в большей степени сказывается на динамике розничных продаж.
В 2014 году динамика оборота розничной торговли составила 101,9% к предыдущему году против 102,6% в 2013 году. Сдерживание реального роста потребительского спроса во многом связано с инфляцией, которая к концу года составила 111,0% к декабрю 2013 года. Всплеск инфляции был обусловлен воздействием продовольственных контрсанкций России и резким ослаблением курса рубля.
Среднегодовая численность населения Костромской области в 2014 году составила 655,4 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2013 годом на 0,3%. Сокращение численности населения происходит за счет естественной убыли населения. В 2014 году Костромская область сохранила лидирующие позиции в Центральном федеральном округе по уровню рождаемости.
В 2015 году влияние макроэкономических негативных тенденций на региональную экономику более заметно, чем в 2014 году. Наблюдается сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота оптовой и розничной торговли, работ по виду деятельности "строительство". В 2015 году снижение объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составит 13,8% к уровню 2014 года.
ВРП в 2015 году в реальном выражении снизится на 2,8% к предыдущему году, его объем составит 162,9 млрд. рублей.
Факторы пересмотра прогнозной динамики ВРП в 2015 году (из положительной плоскости в отрицательную) аналогичны общероссийским: увеличен индекс-дефлятор на 4,4 процентных пункта, предприятия замедляют наращивание производственных и торговых запасов в условиях снижения производства.
Кроме того, экспортные поставки в 2015 году в номинальной оценке будут сохранены на уровне 2014 года, в сопоставимой оценке с учетом ослабления курса рубля снизятся на 30%. Это продолжит оказывать сдерживающее влияние на общеэкономическую динамику.
В 2015 году снижение промышленного производства ожидается на уровне 2,9% к предыдущему году за счет обрабатывающих производств (на 4,2%), в том числе:
производства машин и оборудования - на 42% по причине остановки производственной деятельности ООО "Стромнефтемаш", отсутствия регулярных крупных заказов на предприятиях, выпускающих теплообменное оборудование, калориферы и запасные части к ним;
текстильного и швейного производства - на 20,0% за счет снижения выпуска трикотажных изделий малым бизнесом в 1,8 раза;
производства пищевых продуктов, включая напитки, - на 5,2% за счет сокращения выпуска сельскохозяйственного сырья, прекращения производства алкогольной продукции на территории Костромской области.
Положительная динамика производства в 2015 году ожидается:
в добыче полезных ископаемых - на 5,2% за счет увеличения добычи торфа в 1,4 раза;
в деревообработке - на 2,5% за счет увеличения загрузки действующих мощностей фанерно-плитных производств;
в производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 9% в связи с увеличением выпуска полиэстеровой ленты ООО "ВолгаСтрап" (реализация инвестиционного проекта позволит заводу выпускать до 10 тыс. тонн упаковки в год);
в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 4,4%, за счет увеличения выпуска строительных материалов, используемых в том числе для реализации проектов комплексного освоения и развития территорий: строительство микрорайонов "Новый город", "Венеция", "Агашкина гора-1", Катино, пос. Волжский;
в металлургическом производстве - на 3% в связи с запуском в августе завода по производству труб среднего диаметра ОАО "Газпромтрубинвест";
в производстве электрооборудования - на 6% за счет увеличения выпуска кабельной продукции для космической отрасли и самолетостроения ЗАО "Электромеханический завод "Пегас";
в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 0,5%.
Продолжается спад производства сельскохозяйственной продукции. По итогам 2015 года снижение составит 2,6% к уровню 2014 года преимущественно за счет отрасли животноводства. Отрицательная динамика производства продукции растениеводства в текущем году ожидается за счет неблагоприятных погодных условий.
Общий объем инвестиционных вложений в экономику региона за счет всех источников финансирования в 2015 году оценивается в 26,1 млрд. рублей (номинально на 1,4 млрд. рублей ниже предыдущего года). В сопоставимой оценке снижение составит 13,8% к уровню 2014 года. Снижение инвестиционной активности связано с высокой стоимостью заемных средств, неустойчивым финансовым положением предприятий, снижением потребительского спроса, нестабильной экономической ситуацией.
Прирост инвестиций в текущем году по сравнению с 2014 годом планируется в следующих сферах:
сельское хозяйство - за счет капитальных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов: создание фермы по разведению кроликов ООО "Русский кролик", строительство тепличного комплекса ООО "Зеленый дом", реконструкция молочно-товарной фермы ОАО "Племзавод "Караваево";
деревообработка - за счет инвестиций крупных деревообрабатывающих предприятий области: ООО "Кроностар", НАО "СВЕЗА Кострома", НАО "СВЕЗА Мантурово";
промышленность строительных материалов - за счет реализации инвестиционного проекта по строительству второй линии по производству цементно-стружечных плит ЗАО "Межрегион Торг Инвест";
машиностроение - за счет капитальных вложений в рамках реализации инвестиционного проекта ООО "НОВ Кострома" по строительству завода по производству и обслуживанию буровых установок и другого нефтяного оборудования на территории города Волгореченска (проект с иностранными инвестициями NATIONAL OILWELL VARCO, США), а также модернизации производств АО "Галичский автокрановый завод", ООО "Концерн "Медведь", производственный участок № 7", ЗАО "Костромской завод автокомпонентов".
С учетом сокращения объемов производства в основных отраслях экономики в 2015 году замедляются темпы роста заработной платы (104,9% против 108,9% в предыдущем году).
В реальном секторе экономики рост заработной платы будет соответствовать общей экономической ситуации.
Несколько ускоренными темпами будет расти заработная плата работников бюджетной сферы (на 6%). Прежде всего, это связано с поэтапным повышением заработной платы работников данной категории в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации и доведением ее до средней заработной платы в регионе.
Реальные располагаемые денежные доходы населения сократятся на 5,9% за счет высокого уровня инфляции.
Несмотря на реализацию мер по повышению доходов населения области (рост заработной платы работников, индексация пенсионного обеспечения), увеличение величины прожиточного минимума в 2015 году негативно скажется на уровне жизни населения. Доля населения, проживающего за чертой бедности, в 2015 году увеличится до 15% против 13,5% в 2014 году.
Сокращение реальных денежных доходов населения в 2015 году и сжатие потребительского кредитования приведут к сокращению оборота розничной торговли на 4,1% к уровню 2014 года.
Ожидаемый уровень инфляция к концу текущего года составит 12,6% к декабрю 2014 года.
Учитывая возможное ухудшение финансового положения предприятий из-за проблем со сбытом продукции, увеличением издержек на энергоносители и привлеченные заемные средства, прибыль организаций в целом за 2015 год оценивается со снижением на 8% к 2014 году. Ее объем составит 18,3 млрд. рублей.

Раздел II. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2016-2018 ГОДАХ

Показатели прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в двух вариантах (приложение № 1 к настоящему прогнозу).
Первый вариант прогноза (консервативный) предполагает продолжение действия санкций против России со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода.
Второй вариант (умеренно оптимистичный) базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка и частичной отмене экономических санкций с 2016 года.
Параметры прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов рассмотрены на заседании бюджетной комиссии при губернаторе Костромской области 23 июля 2015 года. Базовым для формирования проекта областного бюджета выбран первый вариант прогноза. Далее описан первый вариант прогноза.
Факторами, ограничивающими экономический рост региона, являются: недостаточный уровень спроса внутреннего и внешнего рынка, нестабильность внешнеэкономической конъюнктуры, медленный процесс импортозамещения, высокий уровень износа основных фондов организаций, низкий уровень газификации территории области природным газом, слаборазвитая дорожно-транспортная и коммуникационная инфраструктура, высокие процентные ставки по банковским кредитам для предприятий, предпринимателей и частных лиц, сокращение и старение сельского населения.

Раздел III. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016-2018 ГОДЫ

Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2016-2018 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
снижение инфляции;
улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции;
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие.
По обозначенным приоритетам администрация Костромской области будет осуществлять следующую деятельность.
В части снижения инфляции:
проведение работы совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области по увеличению каналов сбыта продукции через развитие малых форматов торговли, продвижение продукции местных товаропроизводителей;
взаимодействие с производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции и продовольствия, торговыми сетями по обеспечению доступности и качества продовольственных товаров, недопущению необоснованного роста цен на них.
В части улучшения инвестиционного климата:
проведение комплексной работы по привлечению инвестиций в регион, предоставление режима наибольшего благоприятствования, в том числе предоставление льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет, по включенным в реестр инвестиционным проектам Костромской области (в части налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций).
В части развития конкуренции:
создание новых высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию, не уступающую мировым аналогам.
В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:
увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации, повышение адресности социальных выплат;
реализация мер по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям экономики;
обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг: развитие первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; совершенствование организации оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; использование механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении;
развитие открытости системы образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые образовательные подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства.
В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:
содержание и развитие транспортной инфраструктуры (наземной, водной и воздушной), повышение безопасности транспорта, расширение автодорожной инфраструктуры, в том числе через механизмы дорожного фонда;
модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);
повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей, системообразующих предприятий через механизмы поддержки (содействие продвижению продукции на российском и международном рынках, субсидирование процентных ставок);
развитие лесопромышленного комплекса, минерально-сырьевой базы.
Для сбалансированного регионального развития:
формирование взвешенной налоговой и бюджетной политики региона, в том числе по выстраиванию межбюджетных отношений; расширение практики использования программно-целевых методов бюджетного планирования через реализацию государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ.
Кроме этого, будет продолжена работа, направленная на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса, в том числе путем оказания финансовой поддержки, предоставления поручительств области по привлекаемым кредитам, предоставления образовательных услуг на базе Бизнес-инкубатора Костромской области, совершенствования нормативной правовой базы, в части расширения видов предпринимательской деятельности для системы налогообложения в виде патентов.

Раздел IV. ПОКАЗАТЕЛИ БАЗОВОГО ВАРИАНТА
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016-2018 ГОДЫ

Глава 4.1. ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

В среднесрочной перспективе возобновление промышленного роста и увеличение реальных располагаемых доходов домашних хозяйств станут определяющими внутренними факторами для активизации инвестирования и начала восстановления потребительского спроса.
После спада в 2015 году в 2016 году экономический рост составит 100,9% к предыдущему году, в 2017 году - 101,8%, в 2018 году - 101,8%.
В целом за прогнозный период экономический рост составит 104,6%.
Динамика изменения ВРП в Костромской области будет обусловлена увеличением добавленной стоимости в промышленности, строительстве, транспорте и связи, торговле.

Глава 4.2. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

После спада в 2015 году в 2016 году рост промышленности составит 101,3% к предыдущему году, в 2017 году - 103,7%, в 2018 году - 101,6%.
В целом за прогнозный период (2016-2018 годы) рост промышленного производства составит 6,7% к уровню 2015 года. Объем отгруженной промышленной продукции будет расти ежегодно в среднем на 7,8%.
Положительная динамика будет обеспечена, главным образом, обрабатывающими производствами. К концу прогнозного периода прирост составит 8,0% к уровню 2015 года, прежде всего, за счет:
металлургического производства и производства готовых металлических изделий - рост на 34% в результате выхода на проектную мощность завода по производству труб среднего диаметра ОАО "Газпромтрубинвест";
производства прочих неметаллических минеральных продуктов - рост на 14,5% за счет увеличения выпуска строительной продукции в рамках реализации государственной программы "Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области", завершения реконструкции Нерехтского завода керамических изделий (в 4 квартале 2015 года), строительства кирпичных заводов в Шарьинском, Сусанинском районах, строительства 2-й очереди завода по выпуску цементно-стружечных плит ЗАО "Межрегион Торг Инвест";
производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования - рост на 12,4% в результате увеличения производства бортовых кабельных сетей ЗАО "Электромеханический завод "Пегас" для авиационной и космической отраслей.
В плановом периоде 2016-2018 годов учтены объемы выпуска буровых установок ООО "НОВ Кострома", вместе с тем он не будет оказывать существенного увеличения в связи с сокращением выпуска продукции действующих машиностроительных предприятий.
В структуре промышленного производства в прогнозном периоде существенных изменений не произойдет. В совокупном выпуске промышленности доля отраслей топливно-энергетического комплекса составит 27%, отраслей инвестиционного спроса (машиностроение, производство стройматериалов) - 14%, отраслей потребительского комплекса (легкая и пищевая промышленность) - 8%, отраслей промежуточного спроса - до 33%, прочих обрабатывающих производств - до 18%.
К окончанию прогнозного периода - в 2018 году - возрастет к уровню 2015 года выпуск:
стальных труб - в 2,2 раза;
кирпича строительного, блоков стеновых - на 20,6%;
пиломатериалов обработанных - на 25%;
пеллет - на 11,1%;
фанеры - на 8,6%.
Промышленные предприятия Костромской области обеспечат рост производства за счет увеличения загрузки производственных мощностей, модернизации и переоснащения производств, реализации инвестиционных проектов, роста производительности труда, организации новых производств, освоения выпуска новой продукции, использования сырьевых ресурсов региона и других факторов.

Глава 4.3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Прогнозом на 2016 год предусматривается увеличить сельскохозяйственное производство на 0,1% к уровню 2015 года, в целом за прогнозный период (2016-2018 годы) - на 1,6%.
Опережающее развитие получит отрасль животноводства (за планируемый период прирост составит 2,6% к 2015 году) за счет продолжения работы, направленной на увеличение продуктивности скота (как за счет селекции местного поголовья, так и за счет привлечения пород импортной селекции) и реализации инвестиционных проектов.
К окончанию прогнозного периода (в 2018 году) производство скота и птицы возрастает на 8,8% к уровню 2015 года, молока - на 1,3%.
По категориям хозяйств в 2018 году рост к уровню 2015 года составит: в сельскохозяйственных организациях - 102,6%, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей - 117,8%, хозяйствах населения - 100,7%. В структуре сельскохозяйственного производства региона существенных изменений не произойдет, на долю хозяйств населения будет приходится 59% совокупного объема производства сельхозпродукции, на сельскохозяйственные организации - 39%, на крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей - 2%.
Высокий уровень конкуренции на агропродовольственных рынках провоцирует хозяйства применять прогрессивные технологии в растениеводстве и животноводстве, снижающие производственные затраты.
В целях развития сельского хозяйства региона меры государственной поддержки хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса будут предоставляться в рамках реализации мероприятий государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа). В рамках государственной программы реализуется ряд ведомственных целевых программ Костромской области по направлениям развития: кролиководство, молочное, мясное и помесное скотоводство, рыбоводство, льноводство, картофелеводство, поддержка малых форм хозяйствования.

Глава 4.4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

По мере роста доходов населения и наращивания объемов потребительского кредитования в 2016-2018 годах динамика потребления населения будет восстанавливаться.
В 2016 году прирост оборота розничной торговли прогнозируется на 1,3% к предыдущему году, в 2017 году - на 2,9%, в 2018 году - на 3,5%. В целом за прогнозный период (2016-2018 годы) прирост составит 7,9% к уровню 2015 года.
В 2016 году прирост оборота общественного питания прогнозируется на 1,5% к предыдущему году, в 2017 году - на 2,0%, в 2018 году - на 2,3%. В целом за прогнозный период (2016-2018 годы) прирост составит 5,9% к уровню 2015 года.
В 2016 году прирост объема платных услуг населению прогнозируется на 1,2%, в 2017 году - на 2,4%, в 2018 году - на 3,4%. За прогнозный период ожидается рост на 7,2% к уровню 2015 года.
Значительных изменений в структуре платных услуг не произойдет - будут преобладать виды услуг, носящие обязательный характер: жилищно-коммунальные, транспортные, связи, а также бытовые услуги.
В прогнозном периоде рост объема бытовых услуг планируется обеспечить за счет совершенствования форм бытового обслуживания населения и расширения перечня платных услуг, оказываемых населению.
В 2016 году продолжится снижение инфляции, к концу года она составит 7,2%. Инфляция будет продолжать замедляться в основном под давлением сохранения сильных спросовых ограничений в результате снизившейся платежеспособности населения. В 2017 и 2018 годах инфляция продолжит свое замедление: до 6,5% - в 2017 году, 5,1% - в 2018 году.

Глава 4.5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Нестабильность внешнего спроса после введенных экономических санкций против России будет серьезно сдерживать в прогнозный период реализацию экспортного потенциала региона. Номинальный объем экспорта Костромской области в 2016 году сократится на 1,1% к уровню 2015 года (за счет сокращения поставок в страны дальнего зарубежья - на 0,9%, в страны СНГ - на 2,1%).
При условии относительно спокойной политической обстановки и с учетом санкционных мер ожидается увеличение внешнеторгового оборота с 2017 года на 1,5% ежегодно. Внешнеторговый оборот Костромской области к 2018 году достигнет 431,8 млн. долларов США при сохранении положительного торгового сальдо в размере 43,8 млн. долларов США.
С учетом постепенного восстановления утерянной конъюнктуры внешних рынков прогнозируется возобновление роста экспортных и импортных поставок с 2017 года. Поставки в страны дальнего зарубежья останутся доминирующими (79% в объеме экспорта региона). Основа экспорта по-прежнему будет формироваться продукцией предприятий лесопромышленного комплекса (более 85%), а также продукцией машиностроения (5,5%) и металлообработки (5%). Основу импорта по-прежнему будет составлять продукция машиностроения (около 50%).
Стратегической целью развития международных и внешнеэкономических связей Костромской области является повышение конкурентоспособности региональной экономики и привлечение иностранных инвестиций в экономику Костромской области.

Глава 4.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Объем инвестиций за счет всех источников финансирования составит 27,6 млрд. рублей в 2016 году, 29,1 млрд. рублей - в 2017 году, 31,0 млрд. рублей - в 2018 году.
В 2016-2017 годах динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах будет находиться в отрицательной плоскости. Рост инвестиций в 2018 году составит 100,4% к предыдущему году.
Достижение прогнозных значений показателей планируется за счет проведения комплексной работы по привлечению инвестиций в регион, реализации крупных инвестиционных проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов Костромской области, по созданию новых и реконструкции действующих производств, в том числе:
ЗАО "Межрегион Торг Инвест" - реконструкция завода по производству цементно-стружечной плиты и строительству новой линии цементно-стружечных плит с общим объемом инвестиций 5,1 млрд. рублей;
ООО "Зеленый дом" - строительство современного высокотехнологичного комплекса по производству свежих овощей и зеленых культур с общим объемом инвестиций 1,3 млрд. рублей;
ООО "Русский кролик" - строительство кролиководческой фермы мощностью 4,8 тыс. тонн мяса кролика в год с объемом инвестиций 1,1 млрд. рублей.
Планируется реализация инвестиционных проектов, находящихся в настоящее время в стадии переговоров:
строительство кирпичного завода в Шарьинском муниципальном районе;
создание производства фанеры в Островском муниципальном районе;
организация многопрофильного деревообрабатывающего производства в Нейском муниципальном районе.

Глава 4.7. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в прогнозном периоде будет поддержан ростом заработной платы работников организаций бюджетной сферы и частного сектора, пенсий.
После спада в 2015 году рост реальных денежных доходов в 2016 году возобновится и составит 0,7% (доходы вырастут на 8,5%, инфляция снизится до 7,2%). С 2017 года в результате замедления инфляции рост реальных располагаемых доходов незначительно усилится и к концу прогнозируемого периода составит 2,4%. В среднем на душу населения денежные доходы в 2018 году увеличатся по сравнению с 2015 годом в 1,3 раза и составят 27,8 тыс. рублей.
Реализация мер по повышению доходов населения области (рост заработной платы работников бюджетной и внебюджетной сферы, индексация пенсионного обеспечения), снижение инфляции позволят сократить численность бедного населения. Доля населения, проживающего за чертой бедности, снизится с 15,0% в 2015 году до 14,4% в 2018 году.

Глава 4.8. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

В 2016 году вследствие возобновления положительной динамики в основных отраслях экономики прибыль организаций для целей налогообложения достигнет 18,6 млрд. рублей, превысив на 1,8% показатель 2015 года.
К концу прогнозного периода прибыль составит 20,3 млрд. рублей, превысив уровень 2015 года на 11,2%.
Рост прибыли будет обеспечен организациями обрабатывающих производств (металлургического производства и производства готовых металлических изделий, производства прочих неметаллических минеральных продуктов, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, обработки древесины и производства изделий из дерева) и организациями, осуществляющими производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Глава 4.9. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

В среднесрочной перспективе рынок труда будет развиваться в условиях сокращения предложения трудовых ресурсов из-за снижения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будет выступать повышение уровня его производительности, содействие трудовой миграции граждан, рост численности работающих лиц старше пенсионного возраста.
В 2016 году прогнозируется стабилизация ситуации, что приведет к снижению общей численности безработных и уровня безработицы.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2018 год составит 2,7 тыс. человек, уровень безработицы - 0,85%.
В прогнозном периоде в условиях дефицита трудовых ресурсов, особое значение будет уделяться реализации программ занятости, которые включают мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, организации профессионального обучения незанятых граждан пенсионного возраста, а также мероприятий по привлечению в регион трудовых ресурсов, включая соотечественников, проживающих за рубежом.
Риски роста безработицы могут возникнуть вследствие дальнейшего ухудшения экономической ситуации в регионе, что приведет к сокращению производства и высвобождению работников предприятий.
В прогнозном периоде по-прежнему сохранится дефицит квалифицированных рабочих кадров на региональном рынке труда, диспропорции спроса и предложения рабочей силы, низкая мобильность рабочей силы внутри региона на фоне растущей потребности региона в высококвалифицированных работниках.
В сфере оплаты труда сохранится тенденция роста среднемесячной номинальной заработной платы.
В 2016 году прирост заработной платы усилится до 8% к предыдущему году, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций составит 23 649,9 рубля. К концу прогнозируемого периода заработная плата работников составит 28 746,5 рубля и увеличится по сравнению с 2015 годом в 1,3 раза.
В реальном секторе экономики рост заработной платы будет соответствовать общей экономической активности в регионе.
Рост заработной платы работников бюджетной сферы будет связан с поэтапным повышением заработной платы работников данной категории в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации и доведением ее до средней заработной платы в регионе.
Фонд начисленной заработной платы работников организаций к концу прогнозируемого периода составит 64,7 млрд. рублей, на 29,7% превысив уровень 2015 года.

Глава 4.10. ДЕМОГРАФИЯ

Демографическая ситуация в 2016-2018 годах будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая сегодня определяет сокращение численности населения Костромской области. Предполагаемые темпы снижения численности постоянного населения составят 0,4% ежегодно.
Сокращение числа женщин репродуктивного возраста не позволяет прогнозировать рост числа родившихся. В связи с этим коэффициент рождаемости к 2018 году может сократиться до 12,1 промилле против 12,4 в 2015 году. Коэффициент смертности сохранится в прогнозном периоде на уровне 16,4 промилле. Естественная убыль увеличится с 4,0 промилле в 2015 году до 4,3 промилле в 2018 году.
Вместе с тем сдерживанию темпов убыли населения будут способствовать принимаемые в Костромской области меры по стимулированию рождаемости (предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка до достижения им возраста трех лет; предоставление земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего (или последующего) ребенка; выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и др.), профилактике и лечению заболеваний, совершенствованию системы охраны здоровья, материнства и детства, укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Костромской области.

Глава 4.11. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

В рамках "дорожной карты" в 2015-2018 годах планируется дополнительно создать 2 928 мест для детей дошкольного возраста, в том числе за счет строительства новых детских садов - 1 130 мест, реконструкции имеющихся зданий - 295 мест, инвентаризации и вариативных форм дошкольного образования - 548 мест, привлечения инвестиций бизнес-сообщества - 955 мест.
Предпринимаемые меры позволят повысить обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в дошкольных образовательных организациях с 703 мест на 1 000 детей в 2015 году до 747 мест на 1 000 детей в 2018 году.
К концу прогнозного периода численность учащихся увеличится до 67,3 тыс. человек (2015 год - 64,8 тыс. человек), в том числе в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных организациях - до 67,1 тыс. человек (2015 год - 64,6 тыс. человек).
В условиях снижения количества выпускников общеобразовательных организаций, вызванного сокращением численности обучающихся в предшествующие годы, число обучающихся по программам среднего профессионального образования в прогнозном периоде составит 12,2 тыс. человек. В Костромской области предпринимаются меры по повышению наполняемости профессиональных образовательных организаций за счет развития заочной и очно-заочной форм обучения, а также реализации программ профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями.
В областных медицинских организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности обеспеченность больничными койками круглосуточных стационаров увеличится с 96,3 коек на 10 тыс. человек в 2015 году до 97,4 коек на 10 тыс. человек в 2018 году (за счет сокращения численности населения области). Коечный фонд медицинских организаций области соответствует нормативу.
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими организациями всех форм собственности и ведомственной принадлежности увеличится с 259,3 посещений в смену на 10 тыс. населения в 2015 году до 262,5 посещений в смену на 10 тыс. населения в 2018 году. Вместе с тем дефицит мощности амбулаторно-поликлинической помощи в регионе сохранится. Для удовлетворения потребностей населения Костромской области амбулаторно-поликлинической помощью в полном объеме, а также в связи с развитием профилактической помощи и диспансеризации населения планируется увеличение мощности амбулаторно-поликлинических организаций.
В регионе на протяжении последних лет сохраняется дефицит врачей и среднего медицинского персонала. Доукомплектования требует амбулаторное звено. Обеспеченность населения врачами в медицинских организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности за прогнозный период увеличится незначительно: с 35,2 человек на 10 тыс. населения в 2015 году до 35,8 человек на 10 тыс. населения в 2018 году. Основным направлением по укомплектованию медицинских организаций медицинскими кадрами, в том числе высококвалифицированными, является работа с образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, а также работа по повышению квалификации специалистов.
В целях оптимизации сети учреждений культуры, сокращения затрат на их содержание проводится реорганизация сети учреждений. В ходе реорганизации создаются новые укрупненные типы учреждений (клуб-библиотека) за счет сокращения сети библиотек и клубов. Численность общедоступных библиотек в течение прогнозного периода сократится на 3 единицы, обеспеченность общедоступными библиотеками в 2018 году составит 59,3 учреждения на 100 тыс. населения, также планируется сокращение 3 учреждений культурно-досугового типа, обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа в 2018 году составит 59 учреждений на 100 тыс. населения.
Продолжение реализации на территории Костромской области ряда государственных программ по развитию жилищного строительства и оказанию финансовой поддержки в строительстве и приобретении жилья отдельным категориям граждан позволит увеличить общую площадь жилых помещений, приходящихся на 1 жителя, с 26,5 кв. м в 2015 году до 28,1 кв. м в 2018 году.

Глава 4.12. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Воздействие предприятий экономики на окружающую среду в 2014 году по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения уменьшилось на 3,1% по сравнению с предыдущим годом. В прогнозном периоде ожидается сохранение объема выбросов в атмосферу.
Объем водопотребления в 2014 году увеличился на 4,7% по сравнению с 2013 годом. Основным водопользователем в части забора воды из поверхностных водных объектов является филиал "Костромская ГРЭС" ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация". В прогнозном периоде объем водопотребления прогнозируется с увеличением в среднем на 1% ежегодно.
Инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов направлены на финансирование объектов в рамках государственной программы Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 9 января 2014 года № 1-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы", ведомственной целевой программы "Чистая вода" на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 12 мая 2014 года № 18 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Чистая вода" на 2014-2016 годы", а также включают плановые мероприятия предприятий по данным направлениям.
В прогнозном периоде инвестиции планируется направить на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, расчистку водных объектов и дноуглубление русел рек, создание водоохранных зон, строительство и реконструкцию очистных сооружений и другие объекты.


Раздел XIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственные программы Костромской области являются инструментом государственной политики, обеспечивающим достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития региона.
Основные параметры государственных программ Костромской области приведены в приложении № 2 к настоящему прогнозу.





Приложение № 1
к Прогнозу социально-экономического
развития Костромской области
на 2016 год и плановый период
2017 и 2018 годов

ПОКАЗАТЕЛИ
прогноза социально-экономического развития Костромской
области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

№ п/п
Показатели
Единица измерения
Отчет
Оценка
Прогноз
2014
2015
2016
2017
2018
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Раздел I. ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
1.
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах соответствующих лет) - всего
млн. руб.
154 025,6 (оценка)
162 887,6
177 666,2
178 567,8
194 609,8
197 857,6
211 584,4
219 503,2

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,4 (оценка)
97,2
100,9
101,6
101,8
102,5
101,8
103,2
Раздел II. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
2.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - всего
млн. руб.
137 925,8
140 620,8
150 817,4
154 050,3
164 961,8
170 688,0
176 245,8
183 949,6

индекс промышленного производства
% к предыдущему году
100,0
97,1
101,3
102,7
103,7
105,4
101,6
102,9

в том числе по видам экономической деятельности:









1)
добыча полезных ископаемых
% к предыдущему году
122,2
105,2
103,5
109,6
107,8
112,8
112,7
117,1
2)
обрабатывающие производства
% к предыдущему году
97,7
95,8
101,4
102,8
104,6
106,4
101,8
103,0

из них:










производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
% к предыдущему году
96,2
94,8
100,4
103,0
101,8
102,5
101,5
102,5

текстильное и швейное производство
% к предыдущему году
90,8
80,0
100,0
100,2
100,2
100,4
100,2
100,5

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
% к предыдущему году
106,9
100,0
100,0
100,0
100,5
101,0
101,0
101,2

обработка древесины и производство изделий из дерева
% к предыдущему году
102,9
102,5
101,6
103,1
100,5
100,5
101,50
102,0

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность
% к предыдущему году
95,2
99,0
100,0
100,1
100,0
100,0
101,0
102,0

химическое производство
% к предыдущему году
99,3
100,0
100,2
100,5
100,5
101,0
101,2
102,0

производство резиновых и пластмассовых изделий
% к предыдущему году
119,5
109,0
102,0
104,0
102,0
104,5
102,0
105,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов
% к предыдущему году
114,8
104,4
104,2
104,4
104,6
104,8
105,0
105,2

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
% к предыдущему году
96,2
103,0
108,0
110,0
124,0
132,0
100,0
103,3

производство машин и оборудования
% к предыдущему году
73,6
58,0
100,0
100,2
100,0
100,5
100,2
100,7

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
% к предыдущему году
118,4
106,0
102,0
104,0
104,0
106,0
106,0
108,0

производство транспортных средств и оборудования
% к предыдущему году
67,9
100,0
100,0
100,5
100,5
101,0
101,0
101,5

прочие производства
% к предыдущему году
106,4
90,0
96,8
97,8
100,2
101,0
100,5
101,3
3)
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
% к предыдущему году
106,2
100,5
101,1
102,3
101,2
102,5
101,2
102,6
Раздел III. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
3.
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
млн. руб.
19 448,6
22 998,0
24 041,6
24 834,8
25 371,2
26 346,1
26 754,4
27 854,5

индекс производства продукции
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,1
97,4
100,1
102,3
100,7
101,7
100,8
101,7

в том числе по категориям хозяйств:









1)
сельскохозяйственные организации
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
98,5
98,0
100,0
102,8
101,2
102,2
101,4
102,3
2)
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
127,6
110,6
104,8
113,6
105,9
108,8
106,1
107,3
3)
хозяйства населения
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,5
96,3
100,0
101,7
100,3
101,2
100,3
101,2
Раздел IV. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
4.
Оборот розничной торговли
млн. руб.
75 343,0
85 259,6
92 413,8
93 891,3
101 465,1
104 500,0
111 002,3
116 310,7

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
101,9
95,9
101,3
103,5
102,9
104,9
103,5
105,7
5.
Оборот общественного питания
млн. руб.
3 449,4
3 694,8
3 979,0
3 991,3
4 289,9
4 337,4
4 599,3
4 686,7

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
102,7
96,5
101,5
102,2
102,0
103,2
102,3
103,5
6.
Объем платных услуг населению
млн. руб.
22 608,5
24 908,8
27 249,6
27 333,5
29 661,5
29 899,0
32 172,8
32 650,0

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
98,7
98,9
101,2
101,7
102,4
103,0
103,4
104,1
7.
Индекс потребительских цен
декабрь к декабрю предыдущего года, %
111,0
112,6
107,2
106,8
106,5
106,0
105,1
104,8
Раздел V. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
8.
Экспорт товаров - всего
млн. долл. США
232,7
233,3
230,7
235,4
233,2
240,1
237,8
244,8

в том числе:









1)
в страны дальнего зарубежья
млн. долл. США
184,8
184,9
183,3
186,6
184,8
190,3
188,5
194,0
2)
в государства - участники СНГ
млн. долл. США
47,9
48,4
47,4
48,8
48,4
49,8
49,3
50,8
9.
Импорт товаров - всего
млн. долл. США
352,4
187,0
188,8
191,1
192,2
195,9
194,0
199,6

в том числе:









1)
из стран дальнего зарубежья
млн. долл. США
302,5
142,1
143,5
144,9
146,4
149,2
147,8
152,0
2)
из государств - участников СНГ
млн. долл. США
49,9
44,9
45,3
46,2
45,8
46,7
46,2
47,6
Раздел VI. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
10.
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования
млн. руб.
27 512,8
26 111,0
27 568,0
28 144,0
29 114,0
30 180,0
31 046,0
32 687,0

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
119,8
86,2
98,4
100,4
99,2
100,6
100,4
101,8

в том числе:










объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) - всего
млн. руб.
19 619,5
17 771,8
17 907,6
18 219,6
18 861,9
19 525,5
19 832,9
21 389,8

индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
131,1
82,3
93,9
95,5
98,9
100,5
99,0
103,0

из них по видам экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности):










сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
млн. руб.
417,0
902,8
2 005,0
2 037,0
1 720,0
1 760,0
2 207,0
2 356,0

добыча полезных ископаемых
млн. руб.
3,9
4,6
4,8
5,9
5,3
6,7
6,0
7,6

обрабатывающие производства
млн. руб.
10 054,1
8 939,2
6 537,6
6 679,4
6 492,8
6 884,6
7 678,7
8 631,1

в том числе:










производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
млн. руб.
394,3
274,7
317,6
324,5
349,0
360,2
276,8
319,8

текстильное и швейное производство
млн. руб.
66,2
50,1
46,0
51,0
51,0
57,8
57,8
66,9

обработка древесины и производство изделий из дерева
млн. руб.
784,7
1 597,0
1 900,0
1 934,0
1 850,0
1 903,0
2 310,0
2 560,0

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность
млн. руб.
6,7
6,1
6,7
6,9
7,2
7,4
7,5
8,0

химическое производство
млн. руб.
64,5
58,6
44,0
48,4
44,9
49,9
52,4
59,0

производство резиновых и пластмассовых изделий
млн. руб.
145,9
15,0
6,8
7,0
7,1
7,5
7,5
8,1

производство прочих неметаллических минеральных продуктов
млн. руб.
513,9
1 710,0
2 068,0
2 087,0
1 734,0
1 825,0
1 620,0
1 748,0

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
млн. руб.
6 599,9
2 433,6
1 073,0
1 076,0
1 273,0
1 393,0
2 073,0
2 437,0

производство машин и оборудования
млн. руб.
685,5
2 116,0
366,0
401,2
434,0
493,6
415,6
489,0

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
млн. руб.
84,5
138,0
74,2
74,9
77,1
82,0
83,1
91,0

производство транспортных средств и оборудования
млн. руб.
362,6
371,5
394,5
410,0
394,5
412,0
488,0
531,0

прочие производства
млн. руб.
345,4
168,6
240,8
258,4
271,0
293,0
287,0
313,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды
млн. руб.
1 628,9
1 509,9
2 310,8
2 321,7
3 006,7
3 038,7
2 197,2
2 329,0

строительство
млн. руб.
21,1
21,8
23,6
24,6
26,4
28,1
29,0
32,1

транспорт и связь
млн. руб.
2 420,9
2 080,5
2 570,8
2 600,0
2 888,7
2 950,0
2 860,0
2 990,0
Раздел VII. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
11.
Денежные доходы населения
млн. руб.
152 036,8
168 000,7
182 280,7
183 120,7
198 686,0
200 883,4
215 574,3
219 565,6

в том числе:









1)
доходы от предпринимательской деятельности
млн. руб.
12 615,0 (оценка)
14 166,6
15 540,8
15 583,3
16 986,1
17 094,8
18 514,8
18 718,9
2)
оплата труда
млн. руб.
53 515,2 (оценка)
55 170,0
59 270,0
59 701,0
65 165,9
66 070,3
71 324,0
72 788,7
3)
социальные выплаты - всего
млн. руб.
41 056,0 (оценка)
45 695,5
50 443,3
50 602,0
55 339,5
55 764,3
60 315,4
61 055,3

из них:










пенсии
млн. руб.
30 440,5 (оценка)
34 093,3
38 184,5
38 286,8
42 384,8
42 689,8
46 623,3
47 172,2

пособия и социальная помощь
млн. руб.
9 728,2 (оценка)
10 701,0
11 343,1
11 396,6
12 023,6
12 137,3
12 745,1
12 926,3

стипендии
млн. руб.
277,3 (оценка)
292,2
305,7
308,6
321,0
327,2
337,1
346,8
4)
доходы от собственности
млн. руб.
8 005,8 (оценка)
9 606,9
11 047,9
11 240,1
12 594,7
13 038,5
14 232,0
14 994,3
5)
другие доходы (включая "скрытые", от продажи валюты, денежные переводы и пр.)
млн. руб.
36 845,0 (оценка)
43 361,7
45 978,7
45 993,5
48 599,9
48 915,5
51 188,1
52 008,5
12.
Реальные располагаемые денежные доходы населения
в % к предыдущему году
101,4
94,1
100,7
101,8
101,9
103,1
102,4
103,6
13.
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц
рублей
19 331,6
21 436,6
23 351,9
23 459,5
25 559,7
25 842,4
27 840,9
28 356,4
14.
Расходы населения
млн. руб.
142 518,4
159 500,7
174 780,7
175 820,7
191 686,0
194 183,4
209 074,3
213 356,6

в том числе:









1)
покупка товаров и оплата услуг
млн. руб.
101 425,9
113 152,0
122 971,5
123 353,4
134 570,0
136 077,3
146 848,4
149 722,7

из них - покупка товаров
млн. руб.
78 792,5
88 243,2
95 621,9
96 019,9
104 908,5
106 178,3
114 675,6
117 072,7
2)
обязательные платежи и разнообразные взносы
млн. руб.
16 749,5
19 680,7
22 140,7
22 042,3
24 797,6
24 577,2
27 649,4
27 280,7
3)
прочие расходы
млн. руб.
24 343,0
26 668,0
29 668,5
30 425,0
32 318,4
33 528,9
34 576,5
36 362,2
15.
Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (на конец года)
руб.
10 257,5
11 442,9
12 864,9
12 864,9
13 821,8
13 821,8
14 727,9
14 727,9
16.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц
руб.
7 541
9 176
10 167
10 103
10 879
10 729
12 021
11 823
17.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
% ко всему населению
13,5
15,0
14,8
14,6
14,6
14,3
14,4
14,0
Раздел VIII. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
18.
Прибыль организаций для целей налогообложения
млн. руб.
19 859
18 270
18 600
19 000
19 437
20 995
20 312
23 199
19.
Амортизация для целей налогообложения
млн. руб.
4 438,2
4 651,2
4 855,9
4 930,3
5 084,1
5 250,8
5 338,3
5 618,3
Раздел IX. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
20.
Численность занятых в экономике (среднегодовая)
тыс. человек
302,3
300,7
299,3
300,3
298,0
299,3
296,9
298,3
21.
Уровень зарегистрированной безработицы (в среднем за период)
%
0,71
0,91
0,90
0,86
0,88
0,84
0,85
0,81
22.
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (в среднем за период)
тыс. человек
2,5
3,0
2,9
2,8
2,8
2,7
2,7
2,6
23.
Среднесписочная численность работников организаций - всего
тыс. человек
193,4
190,0
189,0
189,5
188,2
188,9
187,7
188,4
24.
Фонд начисленной заработной платы работников организаций
млн. руб.
48 430,0
49 927,6
53 638,0
54 028,9
59 032,9
59 792,1
64 741,4
65 872,1
25.
Среднемесячная заработная плата работников
руб.
20 867,4
21 898,1
23 649,9
23 759,4
26 133,2
26 372,9
28 746,5
29 142,1

темп роста
% к предыдущему году
108,9
104,9
108,0
108,5
110,5
111,0
110,0
110,5
26.
Выплаты социального характера
млн. руб.
511,1
521,3
531,7
547,4
542,4
574,8
553,2
603,5
Раздел X. ДЕМОГРАФИЯ
27.
Численность постоянного населения (среднегодовая)
тыс. человек
655,4
653,1
650,5
650,5
647,9
647,9
645,3
645,3

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
99,7
99,6
99,6
99,6
99,6
99,6
99,6
99,6
Раздел XI. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
28.
Численность детей в дошкольных образовательных организациях
тыс. человек
35,2
36,5
37,7
37,9
38,2
38,4
38,8
38,8
29.
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) (на начало учебного года) - всего
тыс. человек
63,9
64,8
65,7
66,0
66,5
66,8
67,3
67,6

в том числе:









1)
государственных и муниципальных
тыс. человек
63,7
64,6
65,5
65,8
66,3
66,6
67,1
67,4
2)
негосударственных
тыс. человек
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
30.
Обеспеченность:









1)
больничными койками
коек на 10 тыс. населения
95,8
96,3
96,6
96,6
97,0
97,0
97,4
97,4
2)
амбулаторно-поликлиническими организациями
посещений в смену на 10 тыс. населения
258,7
259,3
260,4
264,9
261,4
270,5
262,5
276,3
3)
врачами
человек на 10 тыс. населения
35,2
35,2
35,4
35,4
35,6
35,7
35,8
36,0
4)
средним медицинским персоналом
человек на 10 тыс. населения
116,8
118,1
118,6
118,7
119,1
119,2
119,7
119,8
5)
общедоступными библиотеками
учреждений на 100 тыс. населения
59,4
59,1
59,2
59,3
59,2
59,4
59,3
59,5
6)
учреждениями культурно-досугового типа
учреждений на 100 тыс. населения
58,7
58,8
58,8
59,3
58,9
59,4
59,0
59,5
7)
дошкольными образовательными организациями
мест на 1000 детей в возрасте 1-6 лет
695
703
726
727
734
735
747
747
31.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя (на конец года)
кв. м
26,0
26,5
27,0
27,0
27,5
27,5
28,1
28,1
Раздел XII. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
32.
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования
млн. руб.
115,7
189,7
123,7
416,6
118,7
422,0
81,1
178,4
33.
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты
млн. куб. м
37,1
37,1
37,1
37,0
37,0
36,9
36,9
36,8

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
91,4
100,0
100,0
99,7
99,7
99,7
99,7
99,7
34.
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников
тыс. т
48,6
50,0
50,0
52,0
50,0
52,0
50,0
52,0

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
96,9
102,9
100,0
104,0
100,0
100,0
100,0
100,0
35.
Объем водопотребления
млн. куб. м
2 076
2 080
2 100
2 120
2 120
2 150
2 140
2 170

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
104,7
100,2
101,0
101,9
101,0
101,4
100,9
100,9
36.
Объем оборотного и последовательного использования воды
млн. куб. м
420,7
422,0
423,0
425,0
425,0
428,0
428,0
432,0

темп роста (снижения)
% к предыдущему году
166,5
100,3
100,2
100,7
100,5
100,7
100,7
100,9





Приложение № 2
к Прогнозу социально-экономического
развития Костромской области
на 2016 год и плановый период
2017 и 2018 годов

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
государственных программ Костромской области

№ п/п
Наименование государственной программы
Срок реализации
Цель реализации
1
2
3
4
1.
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы"
2013-2020 гг.
Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности; повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса; комплексное социально-экономическое развитие сельской местности; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов
2.
"Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года"
2013-2020 гг.
Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки
3.
"Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года"
2016-2025 гг.
Создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Костромской области
4.
"Развитие лесного хозяйства Костромской области на 2014-2018 годы"
2014-2018 гг.
Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов
5.
"Оказание содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы"
2013-2018 гг.
Стимулирование и организация добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, для постоянного их проживания в Костромской области, снижение дефицита кадров на предприятиях и в организациях Костромской области
6.
"Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Укрепление единства российской нации на территории Костромской области
7.
"Устойчивое развитие сельских территорий Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Повышение уровня и качества жизни сельского населения
8.
"Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014-2020 годы
2014-2020 гг.
Повышение уровня и качества жизни граждан Костромской области, нуждающихся в социальной помощи, поддержке и социальном обслуживании в соответствии с федеральным и региональным законодательством
9.
"Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Обеспечение доступности и качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения Костромской области и перспективными задачами развития региона; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития региона
10.
"Развитие культуры и туризма в Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию
11.
"Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области"
2014-2020 гг.
Обеспечение населения Костромской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья
12.
"Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Обеспечение экономики региона запасами общераспространенных полезных ископаемых; сохранение и развитие природных ресурсов и биоресурсов; оздоровление экологической обстановки на территории Костромской области
13.
"Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие развитию местного самоуправления на территории Костромской области на 2014-2018 годы"
2014-2018 гг.
Обеспечение организационных, правовых, финансовых условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и органов местного самоуправления в Костромской области, направленной на решение социальных проблем
14.
"Развитие транспортной системы Костромской области"
2014-2022 гг.
Обеспечение доступности транспортных услуг для населения; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы
15.
"Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области"
2014-2017 гг.
Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Костромской области
16.
"Развитие физической культуры и спорта в Костромской области на 2014-2020 годы"
2014-2020 гг.
Создание условий, обеспечивающих возможность гражданам Костромской области систематически заниматься физической культурой и массовым спортом, вести здоровый образ жизни; повышение эффективности подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации в Костромской области
17.
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области"
2014-2020 гг.
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями Костромской области
18.
"Обеспечение безопасности населения и территорий на 2015-2020 годы"
2015-2020 гг.
Повышение безопасности жизнедеятельности населения Костромской области
19.
"Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Костромской области на 2015-2020 годы"
2015-2020 гг.
Сохранение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Костромской области
20.
"Содействие занятости населения Костромской области"
2015-2020 гг.
Реализация государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и обеспечение государственных гарантий граждан в сфере занятости населения
21.
"Информационное общество Костромской области"
2015-2020 гг.
Формирование единого информационного пространства Костромской области и повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий
22.
"Управление государственными финансами и государственным долгом Костромской области"
2015-2019 гг.
Обеспечение устойчивости бюджетной системы и повышение качества управления государственными финансами Костромской области


------------------------------------------------------------------